Когда большинство людей были заняты подготовкой к празднованию Нового года, а Православные в оставшихся незакрытыми немногочисленных храмах чтили память Святителя Николая Чудотворца, произошло событие, впоследствии сыгравшее жестокую роль в жизни многих людей. 19 декабря 1931 года было принято решение об образовании в Центральном Казахстане одного из филиалов ГУЛАГа - КарЛАГа. Историческая справка о создании КарЛАГа: 19 декабря 1930 года на базе совхоза создан Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь. Из приказа по Карагандинскому отдельному исправительно-трудовому лагерю ОГПУ от 19 декабря 1930 года: «Первое отделение КазИТлага совхоза „Гигант" ОГПУ сего числа реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь, именуемый сокращенно Карлаг ОГПУ. Территорию Карлага разбить на 8 отделений — площадь составляет 17 129 квадратных километра…» . В то время начиналось освоение национальных окраин СССР, для этого была нужна рабочая сила. За баланду и «пайку» хлеба тысячи заключенных создавали национальное богатство страны. КарЛАГ не был исключением. В Карлаг свозили заключенных из европейской части страны а, после войны, пополнили состав «врагов народа», арестованными на присоединенных территориях, эмигрантами, советскими военнослужащими, попавшими в плен и отсидевшими в гитлеровских лагерях. КарЛАГ состоял из 26 отделений (точек), расположенных в радиусе от двух до четырехсот километров от столицы КарЛАГа Долинки, в 45 километрах от Караганды. Первый этап заключенных состоял из 2567 человек, он был размещен в палаточном лагере, оцепленном с четырех сторон колючей проволокой. Люди, сидевшие в КарЛАГе, были разных возрастов и родов деятельности, многие имели высшее образование. Среди узников КарЛАГа были и священнослужители, для большинства из которых этот лагерь стал заключительным звеном в их бесконечных скитаниях по лагерям и ссылкам. Достаточно вспомнить имена лишь некоторых из них: Епископ Уар (епископ Липецкий, викарий Тамбовской епархии), Епископ Дамаскин (епископ Стародубский), Епископ Герман (епископ Алма-Атинский), Лев Гумилев (российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка) , Юрий Грунин (российский и казахстанский поэт, художник и архитектор), Анна Тимирёва (русская поэтесса, жена контр-адмирала Сергея Тимирёва, мать художника Владимира Тимирёва) , Александр Чижевский (советский ученый, один из основателей космического естествознания, основоположник космической биологии и гелиобиологии, биофизик, основоположник аэроионификации, электрогемодинамики, философ, поэт, художник. Почетный президент Первого Международного конгресса по биофизике (1939), действительный член 18-ти академий мира, почетный профессор университетов Европы, Америки, Азии. В 1927 году он был избран почетным членом Академии наук США как основатель гелиобиологии) и многие другие, чьи имена нам не известны. Одновременно с Карагандинским ИТЛ, в 1931 года под председательством Андреева создана совместная с ОГПУ комиссия, которая выносит решение о выселении в Центральный Казахстан 52 тысяч крестьянских семей. В 1931 году начались массовые аресты крестьян по всему Поволжью, Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. Массовое заселение Центрального Казахстана и создание промышленных центров было невозможно без железнодорожного сообщения с центральными районами России. Первый этап численностью 2567 человек был отправлен для строительства железной дороги от Акмолинска до будущей Караганды. Дорога была закончена в рекордно короткие сроки и уже к маю 1931 года была запущена в эксплуатацию. Территория лагеря обслуживалась двумя железнодорожными линиями: Караганда — Балхаш — проходила в восточной части основного массива и разрезала территорию лагеря с севера на юг. Жарык — Джезказган — рассекала основной массив с запада на восток. Всё местное население было депортировано с «совхозных» земель в 1931 году, поэтому на территории ИТЛ проживал только персонал лагеря, члены их семей и заключенные. Исключения составляли: полоса отчуждения по линиям железных дорог, где проживали железнодорожники; посёлок Долинское, где проживало около 50 семейств служащих прокуратуры, суда, отделения Госбанка, почты, школы. В 1950-х годах коренное население вновь было допущено на необрабатываемые совхозом земли. В отчетах Карлага указывалось, что «местное население» активно помогает охране ИТЛ в поисках и задержании беглецов. В Долинке (ныне — посёлок Долинское) существует музей и архив Карлага.