Предисловие автора ко 2-му изданию
Книга сия написана при помощи Божьей с единственною целию
возможно полнаго объяснения Иисусовой молитвы, которая, по согласному всех
Святых Отец учению, есть корень и основание духовной жизни и вместе ея верх и
совершенство. А потому и в нашем произведении вся сила речи преимущественно и
направлена на разъяснение сего предмета. Молитву мы везде ставим выше всех
добродетелей, между которыми равнаго ей, конечно на ея высших степенях, нет
ничего. Она соединяет нас с Богом таким тесным и ближайшим союзом, что в ней мы
бываем с Ним, по слову св. Апостола,"един дух" (1 Кор.6:17) и делаемся
"общниками Божественного естества" (2 Пет.1:4). Конечно, такой близости и
такого крайняго единения нашего духа с Богом не может быть нигде, кроме как в
молитве, и ещё в достойном приобщении святых, животворящих, безсмертных
Христовых Тайн.
Достигши благодатной, непрестанной молитвы, человек достигает,
по учению св. Исаака Сирскаго, конца всех добродетелей, делаясь жилищем Святаго
Духа:"пребывает в Боге и Бог в нем пребывает" (1 Ин.4:15- 16). Далее идти
некуда и не за чем, потому что в Боге - конец всем нашим стремлениям, желаниям,
чаяниям и ожиданиям. В Нём вечная жизнь и безконечное блаженство,- цель
стремления всех разумных Существ.
Молитвою Иисусовою мы называем не иное что, как благоговейное
призывание спасительнаго имени Господа нашего Иисуса Христа - во всякое время,
при всяком занятии и во всяком месте, кому и как можно, по своим силам, усердию
и произволению. Сие бывает возможно нам всем - всякаго звания, пола, возраста и
состояния. "Несть бо на лица зрения у Бога" (Рим.2:11). Как о сем сказано
в житии Фессалоникийскаго Святителя Григория Паламы (См. Русское Добротолюбие
Епископа Феофана, 5-й том - на 3-х последних страницах). Только при этом
требуется, елико по силе, благочестивая жизнь, так как, по слову Писания, в
злохудожную душу не внидет Премудрость. Сие спасительное призывание имени Иисус
Христова, действуемое в чувствах глубокаго покаяния, смиренном сердце и чистом
помысле, даёт нам возможность пребывать во исполнении первейшей заповеди
Господней - в Его Божественной любви.
В действии своем молитва Иисусова есть таинственное общение и
единение наших душ с Господом Иисусом Христом - Источником живота,- в чём
собственно и состоит наша истинная жизнь - временная и по преимуществу вечная. А
по своей внутренней силе она есть любовь Божия, освящение сердца, примирение с
Богом, исповедание веры,- пища души и наше блаженство.
Но у многих естественно может возникнуть вопрос: "почему же
именно выставляется здесь молитва Иисусова, то есть ко Господу Иисусу Христу,
когда составлено святыми отцами множество других молитв, употребляемых святою
Церковию - во спасение верных чад ея"?
Это не потому, чтобы: Сын Божий преимуществовал в тройческом
единстве Божества, но потому, что Он стяжал нас Богу и Отцу честною Кровию Своею
и есть наш Спаситель и Примиритель с Божественною правдою. Он принял в свою
Божественную личность наше естество, искупил нас от грехов наших своею жизнию,
смертию и воскресением; понёс за нас наказание, которое неотложно лежало на нас
за наши грехи - прародительские и свои личные. Сам искушен быв, может и
искушаемым помощи (Евр.2:18).
А потому, по всей справедливости, и мы должны прежде молится к
Нему.
Помимо Его недейственна и должна быть признаваема суетною
всякая наша молитва. Во всех молитвах, возносимых от Земли на Небо, Он есть
Посредник, Ходатай и Примиритель; только Им и через Него наши молитвы получают
силу, и мы имеем доступ к Отцу Небесному и к Престолу благодати. И еже аще
что просите от Отца во имя Мое - то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще
чего просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин.14:13-14).
Мы, плотию рожденные на Земле, теперь имеем дерзновение
называть Всемогущаго Бога Отцем Своим, тогда как ранее Пришествия на Землю Сына
Божия никто не смел и отнюдь не имел права так называть Его. Но Сын Божий,
соделавшись Сыном Человеческим, доставил нам это высочайшее благо. Все Апостолы
особенно стараются внушить нам это чувство нашего сыновства к Богу.
Святой Апостол Иоанн Богослов учит: смотрите, какую любовь
дал нам Отец, да чада Божия наречемся и будем (I Ин.3:1).
Про святаго Григория Синаита пишется в Добротолюбии, что он,
прилежно прочитавши писания всех святых отец и тщательно всё разсмотрев, обсудив
и сообразив, ещё же и в опыте своей жизни увидев несравненное превосходство
Иисусовой молитвы, сокрытую в ней преизобильную Божественную силу, полное
всецелое удовлетворение ею высших потребностей духа и совершенный покой своего
сердца, что, конечно всё сие бывает от соединения нашей души с Господом,-
заповедует всем, кто только желает быть участником вечной жизни, иметь всё
усердие и старание о ея производстве приобретении.
Он сообщает, что многие из св. угодников Божиих, во всю свою
жизнь занимались псалмопением, то есть, своё молитвенное служение Господу они
исполняли чтением молитв, псалмов, канонов, тропарей и проч.; но к концу своей
жизни, когда подходили к совершенству, то оставляли читательную молитву и всё ея
разнообразие, а занимались исключительно Иисусовою молитвою, как собирающею
воедино ум и все силы и чувства души и непосредственно соединяющею с Господом.
Добавляет, что сие последнее, то есть Иисусова молитва, есть кратчайший и
ближайший путь к Богу, а первый продолжительный, утомительный и не столь
удобный.
И все писавшие о духовной жизни св. отцы и угодники Божии, не
находили слов к достойному изображению всей высоты и необходимости молитвы. И
это конечно потому, что при ея правильном производстве, когда она творится в
покаянных чувствах, от сокрушеннаго сердца, в сознании своей духовной нищеты и
виновности пред Богом и в чаянии Его Небесной помощи, бывает сочетание нашего
сердца с Господом. А сочетание сие, по разуму св. отец, есть самая высшая
степень на пути к вечному спасению, потому что, сочетавшись своим внутренним
существом, посредством молитвы, с Господом, в Котором источник живота, мы уже не
можем быть лишены вечной жизни, имея в самих себе саможивот и самосущее
жизненное начало. Потому-то Симеон Новый Богослов, и говорит, что если мы здесь,
в этой жизни не увидим Господа, то и никогда не увидим; если здесь не соединимся
с Ним, то и никогда не соединимся. Но увидеть Господа и соединиться с Ним нельзя
без благодатной молитвы.
Нет сомнения, что и всякая другая молитва, составленная святыми
отцами, Богодухновенна, Божественна и причастна благодатной силы, по мере нашего
должнаго к ней отношения; но при своей, более или менее многосложности, не имеет
той лёгкой удобности, чтобы можно было читать её постоянно, во всякое время, при
всяком занятии и на всяком месте. Не смотря на свою краткость, молитва Иисусова
заключает в себе естество, принадлежащее Сыну Божию как по домостроительству
нашего спасения, так и по Его Божественному, Ипостасному состоянию.
Исповедуя Его Господом и Сыном Божиим, мы признаём Его истинным
Богом, единосущным Отцу и Святому Духу, а называя "Иисусом Христом" и прося:
"помилуй нас", исповедуем таинство домостроительства, которое было благоугодно
Ему совершить, нас ради человек и нашего ради спасения; признаём Его своим
Спасителем, Который только один и может спасти нас. А в этом, как известно, и
состоит вся сущность нашей Христианской веры, Евангелия и всего Христова учения.
Св. Иоанн Богослов, оканчивая своё Евангелие, говорит: "сия же писана быша,
да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во имя
Его" (Ин.20:31). Словом,- молитва Иисусова соединяет нас с Сыном Божиим
ближайшим образом и в Нём делает причастными вечной жизни, которая по слову св.
Апостола и заключается в Сыне Божием "в Том живот бе" (Ин.1:4).
Но всем, доселе сказанным в похвалу Иисусовой молитвы,
по-видимому как будто охуждается всякий иной вид нашего моления, прошения,
молитвословия, церковнаго последования, псалмопения и проч. К тому же и Апостол
говорит: "всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом"
(Еф.6:18).
На всё это в книге Паисия Величковскаго на странице 80 написано
так: "Не мни же сего, благочестивый читателю, яко отводяще нас святии Отцы от
многаго внешняго пения и повелевающе умному деланию обучатися, наносят порок
псалмам и канонам. Не буди то; зане от Духа Святаго предана суть сия Святей
Церкви, в Ней же вся священнодействия хиротониею оглавляется, и всё таинство
смотрнния Бога Слова, даже до второго Его пришествия, купно же и нашего
воскресения, в себе носят. И несть что в церемонии церковной человеческо, но всё
благодати Божия дело, не имущее достоинствам нашим приложения, ни паки грехов
ради наших коего умаления. Но нам слово не о чинех Святыя Церкви, но о еже во
особности коегождо от монахов правил же и жительстве есть, сие есть о умной
молитве, яже тщанием, и сердечною правостию обыче привлекати благодать Духа
Святаго, а ни едиными словесы псаломскими, кроме внимания умнаго устнами точию и
языком поемыми. Якоже рече Апостол; хощу пять словес умом моим рещи, нежели тму
языком. Подобает бо первое таковыми пяточисленными словесами очищати ум и
сердце, глаголящи присно во глубине сердечней: Господи Иисусе Христе Боже
наш, Богородицы ради помилуй мя, грешнаго, и тако восходити на пение
разумно: понеже всяк новоначальный и страстный может разумно сию молитву в
блюдении сердца действовати, пения же никако, дондеже не предочистится сею. Сего
ради сей святый Григорий Синаит, всех святых жития и писания и художества
духовныя паче всех живущим в нём Святым Духом тонкочастне испытав и разсудив,
всё тщание о молитве уставляет имети. И паки, той же Дух и дар имущи, святый
Симеон, Солинский Архиепископ, заповедует и советует Архиереям, Священникам,
монахам же и мирским всем, на всякое время и час глаголати и дыхати сию
священную молитву: нест бо,- рече со Апостолом," крепчайшаго оружия ни на
Небеси, ни на Земли, паче имени Иисус Христова".
Церковь Христова, назданная на основании Апостол и Пророк,
сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20), имеет стоять непоколебимо
до скончания века на Своём вечном основании, которое есть Иисус Христос. Всё в
Ней учреждённое Духом Святым, должно быть исполняемо нами безпрекословно, как
дело Божие, установленное нашего ради спасения.
Вне Церкви спасения нет нигде и никому, как и во время
всемирнаго потопа нигде было нельзя спастись от смерти, как только в одном
Ноевом Ковчеге.
Молитва Иисусова, как внутреннее общение нашей души с Господом
Иисусом Христом, таинственное единение с Ним нашего духа, отнюдь не идёт в
разрез сему, но всё сие утверждает и проницает своим духовным влиянием; на всё
проливает силу, свет и жизнь, содержит на себе, будучи всему этому основанием,
Господь Иисус Христос, призываемый сею молитвою, есть Царь и Божественный
Основатель Святой нашей Церкви и всех Ея чинов, уставов и последований. Сам во
всём присутствует и управляет и на всех изливает вся Божественныя силы, яже к
животу и благочестию. А потому, кто призывает Его всемогущее, зиждительное имя,
нося его посреди сердца своего, тот, будучи утверждён на том же основании, как и
Церковь, необходимо связан с Нею вечным союзом.
Но говоря о молитве, мы не утверждаем того, что одной ея
достаточно для спасения, а жить - как хочешь живи - в волях сердца своего и в
похотях плоти своей. Нет, так нельзя!... Для этого нужно, по силе возможности,
жить благочестиво, исполняя весь закон Евангельский, коего главная сила в любви
Бога и ближних. Нужно веровать в Сына Божия - Спасителя нашего,- яко в Бога
истинна, от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже вся быша, пришедшаго в мир
грешныя спасти; приобщатися Святейшаго Тела Его и Пречистыя Крови Его, и
всезиждительное имя Его всегда носить во устех своих, ум же и сердце присно
глаголя: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицы ради помилуй мя,
грешнаго".
Нужно молить Господа о том, чтобы дал нам увидеть своё
бедственное, греховное состояние, в котором находимся мы все; всю свою нищету
духовную, убожество и своё совершенное безсилие в деле добра; чтобы дал нам
иметь о сем сокрушенное и болезненное сердце и чувство нужды в Его Божественной
всесильной помощи, которую и просить непрестанною молитвою.
Признаемся, что вся забота наша была, при составлении сей
книги, о чём и молим Господа Бога - выразить всю нужду, важность и необходимость
упражнения Иису-совою молитвою в деле вечнаго спасения для всякаго человека.
Потому что, помимо Господа Иисуса - Спасителя Мира, спасение для нас невозможно.
Но, как при жизни Спасителя на Земле, мало было людей, веровавших в Него, как
Бога и Спасителя Мира, и понимавших Его действительное достоинство; так и теперь
мало людей, кои бы от всей души были преданы сему спасительному занятию, знали
его истинное достоинство, цену и любили его всею душею, кроме разве только тех
избранных от людей, коим дано от десницы Вышняго ощутить сердцем сокрытую в сем
делании Божественную силу и Небесное блаженство.
К великому прискорбию нужно признатся, что почти всегда мы
замечали, во всю свою жизнь, где бы только не открывали слова о сей молитве,
всенепременно встречали вражду от некоторых лиц и даже ожесточённую... Тотчас
начинают возражать - почему не говорится о том и о том, а всё о молитве; разве
одна молитва спасёт?! Будут укорят, хотя и не в глаза, а после на стороне, но
только пред теми людьми, коим преподавалась молитва в слабости жизни,
непостоянстве; словом - стараются всесильно ослабить усердие к учителю, и тем
подавить желание заниматься Иисусовою молитвою. Видится, что самая речь о ней им
неприятна. Они в это время чувствуют себя нехорошо, а потому и стараются, чтобы
совсем о ней и не слышать.
Неприязнь на Иисусову молитву, как и всякому понятно, есть дело
бесовское. Господь Иисус Христос пришёл в мир разрушит дела диавола, а потому он
и старается всевозможно противодействовать сему. Ибо знает лукавый, что молитва
соединяет человека с Богом и всецело исторгает его из тёмной власти его; а
потому, по свидетельству вел. Макария, ни о чём так не старается, как только,
чтобы не допустить человека до молитвы: она для него есть огнепламенный меч.
Но это самое противодействие молитве и ожесточённая борьба злой
силы и показывает Божественное достоинство молитвы и ея спасительное на нас
действие. Если бы сего не было, то не возставал бы лукавый таким ярым
неистовством на молитвенников, кои, как давно замечено, подвергаются особенному
гонению и преследованию от нелюбителей сего Божия дела.
Насколько нам пришлось узнать во всё время своей довольно
продолжительной жизни в монастыре и пустыне, как от бесед с людьми духоносными,
вполне постигшими духовную жизнь в ея коренных основаниях и в ея глубоком
внутреннем течении, никому же от людей зримому, а только Всевидцу Богу и самому
человеку, имущему в себе сие Божественное течение в вечную жизнь, также от
чтения святоотеческих книг и частию от своего опыта, что без молитвы ко Господу
Иисусу Христу отнюдь не может быть в нас духовной жизни, ея движения, развития и
образования наших внутренних сил, потому что неистощимый Источник всему этому,
корень и основание - есть всесильный и вседержавный Господь Иисус Христос,
"Един имяй безсмертие, во свете живый неприступнем, Его же никтоже видел есть
от человек, ни же видети может" (1 Тим.6:16).
Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово
нашего писания встретило неизбежную нужду коснутся и значения имени "Иисус"
единственнаго над Солнцем, о Нем же подобает спастися нам (Деян.4:12), Того
имени, коему, по слову Апостола,поклоняется всякое колено Небесных, земных и
преисподних (Фил.2:10) и которое, заключая в себе всемогущую силу, сим
свидетельствует, что в имени сем, призываемом верующими, пребывает Сам
Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий.
Но и здесь опять тоже может быть вопрос: почему-же наше
объяснение остановилось на имени "Иисус", когда Сыну Божию принадлежит
безчисленное множество имён, и, конечно, все они равны между собою?
Это потому, что имя "Иисус" значит Спаситель, а Он так близок к
роду человеческому, нужен ему и составляет для него такую исключительную
неизбежность, что без Него даже и помыслить нельзя о возможности нашего
спасения. Как Солнце живит и радует в видимой природе всё причастное жизни, так
в несказанно большей мере и Господь Иисус Христос оживляет всякую верующую Ему
душу Своим животворящим вдохновением, живит и мертвит, низводит во ад и
возводит, и всё творит по совету воли Своея. - А воля Его,- по св.
Апостолу,- есть святость наша (1 Сол.4:3). Отнимите Солнце от природы, и
всё в ней погибнет, замрёт всякая жизнь; - отнимите Господа Иисуса Христа от душ
наших,- и они будут мертвы в существе своём, как глыба Земли, имущая только
бытие, но чуждая жизни.
В имени "Иисус" находится Своим присутствием Сам Господь Иисус
Христос, сладчайший наш Искупитель. А если бы кто пожелал ближе уверится в этом,
то ему можно указать слово Господа Иисуса, когда Он, доказывая иудеям истину
Своего учения, говорил: всякий, кто хощет творити волю Божию, разумеет о
учении сем (Ин.7:17). то есть: из своего опыта; так и здесь,- войди в подвиг
делания Иисусовой молитвы, достижение которой, конечно, и возможно только при
доброй жизни и при исполнении Евангельских заповедей - достигни живаго
Богообщения, соединись своим сердцем с Господом Иисусом Христом; - и тогда
увидишь в себе это таинство, недоступное земному ведению и никакой науке мира
сего; отнимите Божество от имени Иисус Христосова и оно будет, как и имя всякаго
из нас. Тогда какое же преимущество будет сему имени, превознесенному выше
всякой твари?.. Но оно дорого нам, как имя Спасителя своего, единение с Ним есть
наша вечная жизнь.
Ведение сие особенно нужно для тех из нас, кои вступают в
подвиг упражнения Иисусовою молитвою, потому что, при сознании сего, невольно
возникает в нас страх Божий, благоговение, внимание и, елико возможно, должное
отношение к делу. А это, как нельзя более, способствует правильному течению
молитвы и ея утверждению в нашем сердце. Очень великое дело состоит в том, чтобы
в имени "Иисус" ощутить действительное присутствие Сына Божия. И это есть
высочайшее таинство духовной жизни, которая, как известно, имея своим основанием
общение со Христом и единение с Ним духа нашего, от сознания сего как бы
естественно получает силу Божественную, всезиждительнию и оживляющую. Словом -
воскрешающую её от мертвых. От чего мы вообще бываем немощны, слабы и безсильны
в нашем служении ко Господу и во всех наших духовных делах и исправлениях?.. От
того, что нет у нас этого спасительнаго, всеоживляющаго сознания. Не только не
хотим, но и страшимся сознать присутствие Сына Божия в молитвах к Нему,
побуждаемые злыми помыслами и не должным настроением своего внутренняго
состояния.
А между тем при сознании, и тем более, когда Господь даст, при
ощущеннии того, что в имени своём Он Сам, Божественный Спаситель наш находится
Своим страшным присутствием, молитва наша вступает в должный чин. Душа,
потрясённая и содержимая страхом присутствия Божия, враз останавливается в своём
неудержимом скитании по лицу Земли, собирается в себя всеми своими силами и
чувствами, так что там уже нет места злым помыслам и разсеянности ума; а
необходимо бывает внимание, благоговение, страх святый, трезвенность и весь
собор благочестиваго и добраго настроения. Сердце, как воск от огня растаевает
от ощущения близости Сына Божия и от прикосновения к Нему умом и сердцем, как
говорит о сем великий Макарий Египтянин. Естественная грубость и дебелость
сердца претворяется в духовное свойство - и сочетание его с Господом бывает
лживое, действенное и легчайшее: любовь Божия, как внутренний союз, связует дух
наш с Богом. Тогда человек увидит в себе дивное изменение: обновление своих
внутренних сил, оживление духа, воскресает к истинной жизни, быв дотоле подавлен
ея душевно-телесными движениями, входит во свете лица Божия, причащается Святыни
Господней, вкушает, яко благ Господь, и живет состоянием премирных сил.
Плотской разум сего положения, что в имени "Иисус" находится
Сам Господь Иисус Христос, принять не может, как узнали мы, обращаясь ко многим
лицам по сему предмету, потому что он закон Божий читает телесно и не может
разуметь, яже суть Духа Божия (I Кор.2:14). Но может ли он отнять сие
Божественное чувство у ума верующаго, который зрит Бога, сущаго во всей твари,
на Небеси и на Земли, в морях и во всех безднах. Нет ни самомалейшей линии в
пространстве, ни единаго мгновения во времени: но все сущее в видимом и
невидимом мире - полно присутствием Божества. Как Дух чистейший и безпредельный,
Господь весь находится повсюду всем Своим Существом. И без сомнения пребывает им
и во святом Своем имени.
Только нужно помнить, говорится в Богословии, что хотя
"действие вездеприсутствия Божия является везде, но не на всех степенях
сотвореннаго одинаково: иначе оно является в безличных существах и в ином виде в
личных; иначе в благочестивых, иначе в злочестивых, там и здесь сообразно с
приемлемостию тварей". И вот, может быть истинная причина, по которой не хотят
имени "Иисус" давать Божественное достоинство и иметь сие имя как бы и Самого
Сына Божия.
Всё Божие для нас непостижимо. Можем ли понять святейшую тайну
Евхаристии, в которой Сам Господь Иисус Христос, находясь Своим присутствием,
претворяет хлеб и вино в истинное Тело Свое и честную Кровь Свою, то самое Тело,
которое родилось от Преблагословенной Девы Марии, жило на Земле, было распято на
кресте и страдало,- и ту самую Кровь, которая была пролита на Живоносном древе
за живот мира. Вкушая с верою и благоговением сего Святейшаго Таинства, мы
приобщаемся духом Божества Христова, а устами и вкушением - Его всепречистаго
Тела и Крови. Но всё это верою. Разум и понятие здесь места не имеют.
Святой Апостол говорит, что иудеи распяли Господа Славы (I
Кор.2:8). Но понятно всякому, что Господа Славы не только не можно распять, но
даже и воззреть на него не может ни одна тварь, по причине неприступнаго света,
окружающаго престол Его. Евреи распяли Иисуса Сына Иосифова, Иже от Назарета.
Между тем - сей Иисус "Сын Иосифов", действительно есть Царь Славы, но сокрывший
её в образе человеческом. Так в Богочеловеке, по причине двух естеств, Божескаго
и человеческаго; иногда свойство одного естества берётся в смысл другого, потому
что они в одном лице Богочеловека.
Но плотской разум, не признавая за именем Иисус Христовым
Божественнаго достоинства, по необходимости, сим низводит его на степень
обыкновеннаго имени. И мы вопрошаем его: "На что же ты призываеш сие имя в
молитвах своих, начто поклоняешься ему? Чего ради, о имени сем,- по слову
Апостола,- поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних
(Фил.2:9-11). И может ли быть что-либо без имени"? Имя выражает самую сущность
предмета и неотделимо от него. Так имя "Иисус" значит Спаситель. "Глагол сей имя
"Иисус",- говорится в 50-й главе книги Каллиста и Игнатия Ксанфопулов,- мужи,
достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как полное делание молитвы,
будучи исполняемы радости, превысшей всякаго разума". Почему? Конечно потому,
что имя сие есть для них как бы Сам Господь Иисус Христос. Соединяясь с Ним
духом своим, они слышат в себе вечную жизнь, а потому и радуются радостию
великою и неизреченною.
Имя Божие превознесено повсюду в Писании превыше всего, так как
это свойственно и прилично Самому Богу: От восток Солнца до запад,-
восклицает в Божественном восторге Богоотец Пророк Давид,- хвально имя
Господне; высок над всеми языки Господь, на Небеси слава Его. Кто, яко Господь
Бог наш на высоких живый (Пс.112: 3-5). Возвеличил еси над всем имя
святое Твое (Пс.и37:2).
Но здесь кто-нибудь может сказать, что не сие имя Иисус так
возвеличено и прославлено, а другое, Божеское имя - Ему принадлежащее. Все
имена, принадлежащая Богу, равны между собою. Между ними ни ни одного ни
большаго, ни меньшаго, как во святей Троице всё одно: и Божество, и величие, и
слава, и свойство и сила.
Молитва во имя Христа Спасителя, действуемая во смирении,
покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и,
находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни,
даёт человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях,
духовную жизнь во всей ея полноте и необъятных пространствах; в ея таинственных
глубинах и неизследованных пучинах и во всех ея коренных основаниях, потому что
здесь, от единения с Господом, подаются человеку все Божественныя силы,
непосредственно почерпаемыя из самого Источника.
Господь Иисус Христос есть Царь Духовнаго Мира, конечно, и
всего сущаго: - соединяясь с Ним в молитве духовным общением, мы (некоторым
образом), по Его безконечной к нам благости, причастными делаемся всех благ в
Нём заключенных, вкушая в самом Источнике вечную жизнь и Небесное блаженство,
которое, по разуму церковных учителей, будет состоять в лицезрении Бога и в
причастии Его благого Существа.
Господь Иисус Христос есть свет, по Его Божественному о Себе
слову: Аз есмь свет мирови (Ин.8:12). Входя молитвою, которая есть устремление
ума и сердца нашего к Богу, в сей Божественный свет, мы делаемся, по
неизбежности своего с Ним общения, причастными Его невечерних озарений. Тогда
Солнце правды просвещает нашу грешную душу блистаниями присносущнаго света...
Так что здесь до конца исполняется слово Апостола Иоанна Богослова; свет во
тьме (нашего греховнаго состояния) светится и тьма его не объят
(Ин.1:5).
Ни сомнения, что можно молиться к Сыну Божию и кроме так
называемой Иисусовой молитвы, другими молениями, молитвами и воздыханиями, и
даже кто может, без слов,- одним внутренним устремлением духа - чувством сердца.
Но сие последнее есть достояние преуспевших; для большинства людей оно не
возможно. Как бы ни молились к Сыну Божию, но имя "Иисус Христос" не может быть
исключено из наших мо-литв, какого бы свойства и содержания они ни были. Между
всеми именами, какия в священном Писании принадлежат Сыну Божию, имя "Иисус" для
нас грешных жителей Земли есть самое ближайшее, необходимейшее, наилюбезнйшее и
решительно от нас неотступное, и ни в каком разе отнятым от нас быть не могущее,
как имя единственное: "о Нем же подобает спастися нам" (Деян.4:14). И по
какой бы причине мы стали лишать себя сего имени, когда Сын Божий благоволил
возложить его на Себя, принявши в Свою личность наше естество. Если во плоти
Христа, по Апостолу, обитала вся полнота Божества, то сие же самое необходимо
принадлежит и Его Пребожественному имени - Иисус Христос.
Всё наши молитвы, моления, благодарения и вся Церковь с Своими
уставами, чинами, доследованиями и законоположениями, основанием своим имеют
Иисуса Христа. Как говорит св. Апостол: "основания бо инаго никтоже может
положити, паче лежащего. Еже есть Иисус Христос" (1 Кор.3:11).
Потому Господь, Иисус Христос, есть краеугольный камень, в деле
домостроительства нашего спасения:"егоже не брегоша зиждущий". Как и
Апостол говорит :"Камень же бе Христос" (1 Кор.10:4). И на сем камени
зиждется святая Церковь, Которую, по слову Господа и врата адова не одолеют.
Поэтому, чтобы внити в живот, видится вся неизбежност единения наших душ с
Господом.
Достопоклоняемое величие имени "Иисус" и его несравнимое
превосходство, Небесная высота и воистину Божественное достоинство показано в
словах Апостола Павла. Как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было
похищением Божеской чести, то и дарова Ему Бог имя, еже паче всякого имени,
да о имени Иисусове всякое колено поклонится Небесных; земных и преисподних, и
всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца
(Фил.2:9-11). Здесь, как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он,
Господь Иисус Христос, представлено Алостолом в одном совокупном положении
нераздельно.
Для верующаго, любящаго Господа и всегда к Нему молящагося, имя
Господа Иисуса Христа есть как бы Сам Он, Божественный Спаситель наш. И
действительно, в производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы всего лучше
ощущается эта высокая истина. Как и говорит о сем св. Иоанн Златоустый;
"Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и
Господь сердце, и будут два едино". Видите,- как он сливает во едино имя Господа
с Господом, и говорит - нераздельно и совокупно, потому что оно так и есть. И
нет возможности отделить в сознании и духовном чувстве сие имя от лица
Богочеловека: - при таком разделении вышло бы нечто, совсем несообразное: имя
Господа Иисуса было бы далече где-то от Него. Но такая раздельность не даёт нам
в духе своём правильнаго ко Господу приближения и сердечнаго с Ним соединения.
Ибо, где разделение, там не может быть единства жизни, а где - отсутствие
единства и разложение, там нет и истинной жизни.
Когда святой Апостол Пётр исповедал Христа Сыном Бога живаго,
то Господь сказал ему, что на сем исповедании Он созиждет Свою Церковь. "Как Я,
действительно, есмь Сын Божий и Бог всемогущий, то и созижду её на Себе
Самом".
Что же? Разве по плотскому разуму нужно Сыну Божию телесно лечь
в основание Церкви... Никак!.. но всё это понимается, видится и чувствуется
духовно-невещественно, умозрительно. Бог, имя Его святое и души наши суть
мысленные Существа, и всё действо между нами происходит мысленно и не
вещественно; но однако же действительно и для духовнаго чувства вполне
ощутительно.
Но и помимо всего прочаго, нельзя отделять имени Иисус Христова
от святейшаго лица Его - по величию, власти и вседержительству Того, Кому оно
принадлежит. Ибо честь имени необходимо относится к лицу, сие имя носящему.
Святии мученики страдали за имя Христово. Кто из них отрицался сего имени, тот
отрицался Самого Христа и был чужд всего христианства, переходил на сторону
врага и был Богоотступник, лишь бы только похулил имя Христово.
Видите - какое отношение имеет имя к Лицу, Коему оно
принадлежит. Пожалуй, если смотреть на сие дело с внешней только стороны, то оно
так и показуется. Но ведь нужно знать,что в духовном мире всё и понимается, и
видится, и чувствуется духовно. Разум здесь имеет свойство не созидающее, а
разрушающее, потому что препятствует своими плотскими понятиями непосредственной
чистоте духовнаго созерцания, потому-то Апостол и повелевает покорить его в
послушание веры. Святой Исаак Сирин говорит: "Если телом, то есть очами плоти,
хочешь видеть духов, то к чему и очищение, подвиги и освящение ?!..."
Правду сказать, что только познавший силу имени Иисус Христова
и в нём приобщающийся Божества, носящий сие превеликое имя посреди персей своих,
как величайшую пренебесную святыню, есть наследник обетованной Земли, ибо семя
ея в нем пребывает, и не имать умрети во веки, имея в самом себе присносущный
Источник вечной жизни.
Говоря о необходимости Иисусовой молитвы в деле нашего вечнаго
спасения, конечно, предполагается, что всякий, желающий войти в подвиг сего
упражнения, уже знаком с Христианскою верою и уставами Святой Церкви и, по мере
возможности, пребывает в исполнении Христовых заповедей. А потому обо всём этом,
как не входящем в план нашего сочинения, мы и не говорим ничего.
Охотно, сознаёмся, что всё сие наше произведение всецело
односторонне. Но мы отнюдь и не имели намерения подробно писать о духовной
жизни, почитая это дело далеко выше своих сил, тем более, что о нём писано
обстоятельно людьми духовными и причастными высшаго ведения и мудрости. Наша
цель в своём труде была, как и выше говорено, дать должное место в духовном
преуспеянии Иисусовой молитве, показать ея необходимость, важность, высоту и ея
воистину Божественное достоинство, непризнаваемое людьми века сего, и даже можно
сказать, да, не поставит нам сего Господь, Праведный судия, во грех осуждения, и
большинством монашествующаго мира.
Сделан в этом писании краткий очерк Личности Христа Спасителя.
Это для того, чтобы всякий, молящийся к Сыну Божию, имел возможность тут же
видеть и Его образ, хотя и написанный красками бледными, всеконечно и всецело
недостаточными, но усердно и с благим намерением, которое Господь только и
взыскует от нас. Приложена статья о Евангелии и о притчах Господних, где
доказывается Божественное достоинство Христа, Сына Божия,- особенно
разсмотрением Его спасительнаго учения.
Книга сия отнюдь не претендует на учёность, и совершенно не
старается о том, чтобы выполнить все требования современной науки относительно
логическаго изложения мысли, правильнаго сопоставления периодов и красоты речи.
Правда, кто может сие сделать, хорошо, но думается, что и без этого духовный
предмет не потерпит урона, если в полной и правдивой речи будет дано ему
объяснение, не стесняемое правилами науки.
А потому признаемся, что в нашей книге нет ни систематическаго
порядка, ни последовательности предметов; а в некоторых местах даже весьма
страдает и грамматическая речь.
Ещё и то в сей книге нашей не совсем одобрительно, что
встречаются частыя повторения одного и того же. Это от искренняго желания
сильнее напечатлеть в ум читающих всё то, о чём пишется. Всё же, передаваемое от
сердечнаго убеждения и личнаго опыта, должно иметь живейший интерес: тем более
драгоценный в нынешния времена, что повсюду видится крайнее оскудение всяких
стремлений в области духовной жизни.
Вообще же относительно сего находим нужным заметить, что книга
наша предназначается не для учёнаго мира - людям, которым действительно
повторения досадны, как совершенно не нужныя, потому что они, вследствии
развития своего ума, могут хорошо понимать предметы и в их единичном
разъяснении. Но не так бывает с людьми простого состояния. Они не только не
отягощаются повторениями, но даже встречают их радостно, потому что, не понявши
в одном месте, могут понять в другом, в 3-м и в 4-м. И достигнута будет цель
книги, которая и писалась, при помощи Божией, не для того, чтоб показать
выполнение логических правил, явить красоту и изящество речи, и быть в учёном
мире видным членом. Совсем нет. А единственно так или иначе,- как и выше
говорили о сем, всевозможными и разнообразными способами и многократными
повторениями, именно - уяснить способ производства Иисусовой молитвы; показать
всю ея нужду и необходимость в деле нашего духовнаго Богу служения, явить
сокрытую в ней полноту духовной жизни. Словом - напомнить, как современному
монашеству, так и всем ищущим пути в вечную жизнь древле отеческое учение о
умном делании, почти всецело оставленное в нынешнее время и забитое суетою и
вещественным житием.
Но и то нужно сказать, что повторение того, что любезно сердцу,
не должно быть тяжёлым для человека, любящаго Господа своего. Если человек
многократным повторением одного и того же, наконец, уразумет искомый предмет, то
не думается, чтоб он стал скорбть о том, что много раз читал одно и то же, а
будет благодарен, что постиг желаемое.
К тому же имеем свидетельство св. Апостола Павла. Так он
говорит в одном месте: "подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу" (I
Кор.11:1). А в другом: "таяжде бо писати вам мне убо не леностно, вам же
твердо" (Фил.3:1).
Ведь и нам не трудно повторять одно и то же Божественное Имя
Сладчайшаго Искупителя нашего - Господа Иисуса Христа, в единословной Иисусовой
молитве, потому что сие имя любезно сердцу и составляет его радость, покой и
нетленную пищу.
А потому, вследствии сказаннаго, признаемся, что во 2-м издании
своей книги мы отнюдь не вынесли из нея повторения, а оставили их
неприкосновенными на своих местах.
Не видится при этом излишним сказать ещё и то, что духовн
Источник: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/books/illarion/kavkaz/mount0.htm |