Интервью с епископом Диомидом для всеукраинского православного издания "Спасите наши души!" и газеты "Мир" взяла Алла Зуева. Небольшое предисловие: С
Владыкой Диомидом я познакомилась в г. Магадане более 15 лет назад,
когда о. Диомид (будущий епископ) был еще иеромонахом. Я работала
тогда в областной газете "Магаданская правда", а до этого – 7 лет жила
на Чукотке. Была далека от Церкви, читала Рерихов и Блаватскую и
полагала, что нашла то, что искала. А потом, после посещения выставки
картин Рериха, которые привезли в Магадан, я зашла в храм, обратившись
к о. Диомиду с мучившими меня вопросами и о Рерихе и о том, где
искать Истину. Молодой батюшка вынес мне почитать книгу Серафима
Роуза "Православие и религия будущего", и она настолько исчерпывающе
ответила на все мои терзания и расставила все в голове и сердце по
местам, что с той встречи и того благословения и началось мое
постепенное воцерковление... – Дорогой Владыко, Вы родом с
Украины, с Луганской области, до получения духовного образования
закончили Харьковский институт радиоэлектроники. Расскажите, если
можно, как получилось, что Вы приняли решение поступать в Московскую
Духовную Семинарию? У Вас в семье или в роду были глубоко верующие люди
или церковнослужители? – В моем роду, насколько я знаю,
церковнослужителей не было, но были глубоко верующие люди. Это мои
бабушки, которые жили в Сумской области и там же регулярно посещали
храм, приобщая к церковной жизни и нас, малых детей. Вера всегда была в
моем сердце. Когда я учился в Харьковском институте, то посещал
Благовещенский собор, где служил мудрый батюшка, помогавший мне
разрешать духовные вопросы. Там же, в Харькове, я познакомился с
Алексеем Хилько (ныне епископ Ипполит), который пел в то время в
архиерейском хоре Благовещенского собора и учился в политехническом
институте. – Когда Вы в последний раз были на Украине, в
родных местах? Где побывали? Настоятель храма свт. Николая на
Берсеневке в Москве, игумен Кирилл Сахаров, известный своей
мужественной позицией в борьбе с ИНН и глобализмом, в одном из
недавних интервью сказал, что ежегодно бывает на Вашей родине, в
Стаханове, так как он тоже родом с Донбасса, с Луганской области, и в
прошлом году, во время очередной поездки, познакомился с Вашим отцом,
который пономарит в больничном храме св. вмч. Пантелеимона.... –
На Украине был около года назад – ездил навестить своих тяжело больных
родителей, чтобы их духовно поддержать и утешить. Вообще же на
"материке" бываю редко и недолго. – Владыко, в этом году 3 июля исполнится ровно 20 лет, как Вы были пострижены в монашество... Где это произошло? –
В монашество я был пострижен в Свято-Троицкой Лавре в юбилейном году,
когда отмечалось 650-летие со дня основания Лавры, архимандритом
Алексием, ныне – архиепископ Тульский и Белевский. – Ваша
хиротония во епископы состоялась за несколько дней до прославления
Сонма Новомучеников и Исповедников Российских и святой Царской Семьи? –
Часто бывает, что, читая книги о великих людях и изучая их жизнь,
проникаешься их духом и они становятся тебе понятными и близкими. Узнав
о судьбе Царской Семьи, я стал ее почитать еще до канонизации.
Государь и все члены Царской Семьи, с ним пострадавшие, стали
искупительной жертвой за русский народ. Так понимал свою грядущую
судьбу и предстоящий подвиг и сам Император, когда говорил П.А
Столыпину: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва.
Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!» – С чего началось Ваше знакомство с Дальним Востоком? –
Мое знакомство с Дальним Востоком началось с Магадана. В 1991 году нас,
четырех монахов, по благословению Святейшего Патриарха Алексия П,
послали с миссионерским служением во вновь созданную Магаданскую
епархию. В советское время партийное руководство с гордостью
докладывало правительству, что область эта является полностью
атеистической. В 1992 году мы побывали на острове Врангеля, который
называли родильным домом белых медведей. Там нами была организована
православная община (впоследствии закрытая из-за реорганизации поселка
в заповедник). Были поездки по Магаданской области и по Чукотке:
Анадырь, Провидения, Мыс Шмидта, Полярный. – Решением
Священного Синода епархия на Чукотке была создана незадолго до Вашей
хиротонии, в июле 2000 года. Вам, Владыко, было всего 39 лет...
Существовали ли к тому времени уже на Чукотке православные общины? –
С 1991 по 1992 годы я находился на Чукотке. В то время православные
общины только начинали создаваться. Первая община появилась в пос.
Провидения, затем – в г. Анадыре, в поселках: Мыс Шмидта, Полярный,
Ленинградский и Беринговский, в г. Билибино. – Где был построен первый храм? – В остроге Анадырь, который был расположен близ села Марково. –
Если можно, в двух словах, расскажите, пожалуйста, для наших читателей
об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши
дни, а с казака Семена Дежнева?... – Православная Церковь
всегда была верной помощницей русского самодержавия в деле обращения
народов в подданство России. Уже в 1644 году была построена Спасская
часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 год можно с
уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в
Веру Христову. В 1649 году, в верхнем течении реки Анадырь, Семен
Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 году был построен
Анадырский острог – первый русский форпост на Крайнем Севере России. Начало
XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке новую
знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 году была возведена
самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был
послан первый миссионер Чукотки — иеромонах Флавиан, и лишь через 14
лет, в 1757 году, в Анадырский острог приехал священник Прокопий
Трифонов. В 1862 году произошло знаковое событие в жизни
Чукотки. В этом году, 15 мая, в селе Марково была освящена церковь,
построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем
новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник,
отец Митрофан Шипицин. Через десять лет, в 1879 году, была
учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в
составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в
деле служения Богу и обращения язычников в Православие трудились трое
монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX века и начале XX
века на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за
период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было
построено 9 православных храмов и часовен... 9 июля 1888 года в
селе Марково была организована резиденция Анадырского окружного
управления, которую возглавил врач Л. Ф. Гриневицкий — первый начальник
округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост
Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь). Гуманная деятельность первого
«начальника Чукотки» оставила в народе лишь добрую память. В 1909 году
в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды.
Центром Чукотского уезда до 1912 года была бухта Провидения, а с 1912
года — поселок Уэлен... – Я читала, что сохранились даже
первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в
позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе,
принадлежавшее в XVIII веке верующим села Марково? – В нашем
Музейном Центре "Наследие Чукотки" в Анадыре бережно хранятся эти,
по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились
редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами
коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры:
недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с
помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны. – Дорогой
Владыко, я 7 лет проработала на Чукотке и родные мне места – это
Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта. Поэтому не могу не
спросить – есть ли православные общины в этих поселках, кто их
окормляет? Что удалось сделать за почти семь лет, сколько приходов
сейчас на Чукотке, сколько храмов построено? – На Чукотке
сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют
храмовые помещения. Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего
четыре: собор, два храма и храм-часовня, построенные уже после
основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные
9 храмов реконструированы из старых, как правило, списанных
административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на
квартирах. Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия там
священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины
названных вами сел. У нас серьезная проблема с кадрами
священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно
окормлять несколько приходов. –
Анадырский Собор Святой Живоначальной Троицы называют самым восточным
в России и самым крупным деревянным храмом в міре. Это действительно
так? – Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы – это
форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным
храмом деревянного зодчества в міре. Об этом нам сообщил митрополит
Кирилл (Гундяев), побывавший на открытии собора в 2005 году. – Установлены ли на Чукотке поклонные кресты и где установлен памятник святителю Николаю? –
На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в
столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из
островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю
Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и
воздвигнут в 2003 году на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель
обращен ликом к востоку и воздетыми кверху руками незримо благословляет
гостей и жителей столицы Чукотки. – Велико ли засилье сект и инославных проповедников на вверенной Вам территории? –
Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в
основном, неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый. Само
участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за
этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные проповедники
сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и
политический шпионаж. Конечная их цель – отторжение наших территорий в
сторону запредельных государств. – Не понаслышке знаю о многих
серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке – высокие показатели
хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост
самоубийств... Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих
верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история
которых своими корнями уходит в языческое прошлое – праздник Кита,
праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях
удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество
всех тех, кто служит и миссионерствует сегодня на Чукотке... –
Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается
молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин
тому много, но одна из главных – отсутствие работы и уверенности в
завтрашнем дне. Традиционные ремесла коренных народностей Севера
пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе
к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие места заняты
приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины,
Белоруссии, Сибири и других мест. Шаманов, как таковых, на
Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту –
кормят духа охоты, собираются на рыбалку – задабривают духа рыбалки и
т.д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя
многие принимают крещение... Недавно в пос. Сиреники произошел
интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности
человека, который имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки
обрели способность двигаться и человек почувствовал себя здоровым.
Зовут этого человека Рахтин Владимір Иванович. Вот как об этом
рассказывает он сам: «В декабре 2004 года я получил травму
правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не
сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача
невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня
на инвалидность. 19 марта 2007 года я получил православное крещение.
Когда о. Илия крестил в воде меня, пальцы руки стали сжиматься и
разжиматься. Я сначала не поверил и растерялся от неожиданности. И мне
стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной
Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов». –
Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее
запомнившемся Вам духовном событии последних лет на Чукотке... –
У нас на Чукотке почти ежедневно происходят важные духовные события.
Это – Божественная Литургия, которую мы на Севере совершаем первыми. Мы
первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и
процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой
далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за
все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой
случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в
неотапливаемом храме. На улице – мороз под тридцать градусов, в храме –
чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду,
остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить
исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике
лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими. – В прессе писали о том, что в Чукотской епархии планируется строительство первого монастыря. Где он будет расположен? –
Женский монастырь медленно, но строится. Он будет находиться на косе
Александрова в г. Анадыре, рядом с храмом Преображения Господня, на
месте которого с конца 19 в. стояла часовня. – Владыко,
несколько вопросов хотелось бы задать Вам по поводу Вашего Обращения,
широко обсуждаемого сегодня всеми православными людьми. Мы знакомили
своих читателей с его текстом. Очень многие, как известно, и в России,
и на Украине, поддержали Вашу позицию о необходимости созыва Поместного
Собора и рассмотрения на нем всей полнотой нашей Церкви наболевших
проблем... Вас поддержали многие православно-патриотические движения,
Ревнители Всенародного Покаяния, многие известные священнослужители –
игумен Кирилл Сахаров, которого очень хорошо знают у нас на Украине,
протоиерей Алексий Масюк, иерей Павел Буров и многие другие, Вас
поддержал наш Хустский епископ Ипполит (Хилько), известный старец
Рафаил Берестов и все кавказское пустынническое братство и т.д. Среди
интернет-отзывов мне запомнились слова Виктора Ведилина о том, что
"Владыко Диомид поставил вопросы, через которые как через "игольные
уши" не просто будет многим пройти. И хотим мы все того или нет, но
наши действия на обращения Владыки и есть движение через "игольные
уши"... Много ли отзывов в ответ на Обращение получил сайт Вашей
епархии и лично Вы? Каких отзывов было больше – со словами поддержки
или критических? О чем пишут люди, что их волнует? Были ли отзывы с
Украины? – Отзывов в поддержку Обращения было очень много,
они и сейчас продолжают поступать. Приходили отзывы и из разных
областей Украины от православных организаций, объединений и частных
лиц. В частности, Обращение поддержали РООУ "ЗОВ", казаческий полк
ЗОВ, Союз казаков Юго-Восточной Украины "Войско Запорожское", Движение
"За право жить без ИНН, кодов и микрочипов" г. Почаева, а также много
священников и мірян УПЦ (МП). На днях получил письмо из Львова, в
котором с тревогой пишут, что в городе осталась всего одна православная
церковь Московской Патриархии. В основном, люди поддерживают Обращение
и благодарят за него. Несколько человек высказали противоположную
точку зрения, но, судя по их высказываниям, они не знают, о чем идет
речь, далеки от православной жизни и свое понимание этой проблемы
пытались осмыслить исторически, в отрыве от Православия. В своем
Обращении я никого не призываю к расколу и стою за то, чтобы Церковь
всегда оставалась единой, чистой и неделимой. Я хочу поблагодарить
всех, близких мне по духу, людей за понимание важности и поддержку
поднятых в Обращении вопросов. – Владыко, мне запомнился еще
один отзыв в Интернете в ответ на Ваше Обращение. Его автор Наталья
писала: "да будет высказанное в Обращении Слово Истины колоколом,
пробудившим Россию". Судя по полемике в СМИ и в интернет-пространстве,
многие действительно проснулись... Например, Николай Ив написал: "Я
понял послание дословно: покаяться нужно теперь, не медля. И это только
на пользу Отечеству..." Некоторые расценивают факт Вашего обращения как
начало нового, может быть, наиболее важного и ответственного, этапа
стояния за Истину. Что Вы можете сказать по этому поводу? –
Я скажу так: это и есть новый этап стояния за Истину. В этом подвиге
стояния за Истину от человека требуется жертвенность, но не все
сегодня готовы проявить жертвенность. Слишком велика привязанность к
материальному. Многих безпокоят имеющиеся проблемы кодов, ИИН,
новых документов. Эти проблемы – как кровоточащая рана на теле
церковного народа, а Церковь – в стороне. Государство навязывает
законы, которые противоречат нашей христианской совести, а церковные
власти убеждают нас, что ничего страшного в этом нет. Не будь проблемы
насущными и злободневными, они не всколыхнули ли бы весь православный
мір. Церковь должна стоять за истину. Я считаю, что, если Синод или
Богословская комиссия выработали мнение, с которым народ не согласен,
они обязаны пересмотреть решения и решить вопросы в пользу народа. В
то время, когда в міре нарастают процессы сатанизма и глобализма,
православные должны сплотиться вокруг своей Матери-Церкви. –
Ваше обращение первоначально было предназначено для публикации в книге
игумена Илии Емпулева. Вы знаете его лично? Он действительно был, как о
нем пишут, изгнан из оренбургской епархии за отказ от принятия ИНН? –
Да, отец Илия отказался от принятия ИНН, но никто его из епархии не
изгонял. Он изъявил желание потрудиться в наших суровых краях,
митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин благословил перевод и
сейчас игумен Илия служит в пос. Провидения, окормляя и села
Провиденского района. – В прессе высказывалась точка
зрения, что Обращение может помешать майским мероприятиям по
воссоединению двух ветвей нашей Церкви. Прогнозировали даже такой
вариант: поддержка Обращения со стороны РПЦЗ (В), которая выступает
сегодня против объединения и создание новой зарубежной Церкви, которая
будет бороться с неосергианами. Владыко, как Вы относитесь к
воссоединению наших Церквей? Согласны ли Вы с точкой зрения историка и
публициста М. Назарова, что "объединение должно быть направлено со
стороны РПЦЗ на поддержку честных и благочестивых членов РПЦ МП,
которые отстаивают Истину, тех, кто сопротивляется "тайне беззакония",
а не тех, кто потакает ей и гонит сопротивляющихся (как запретили в
служении о. Павла Бурова)". К слову, инок Всеволод Филипьев (РПЦЗ)
отметил, что Ваше Обращение "убедило многих чад РПЦЗ, что в среде
епископата Русской Православной Церкви (МП) есть единомысленные нам
архипастыри, которые обладают достаточным мужеством, чтобы возвысить
свой голос... Таким образом, владыка Диомид сослужил добрую службу
процессу взаимоузнавания между православными России и зарубежья. Тем
более что владыка не "от себя" говорил, а в значительной степени
выражал взгляды большей части церковного народа России..." И поэтому,
мне кажется, Владыко, что Ваше Обращение только поможет делу единства
всех тех, кто отстаивает Истину... – Я полностью
поддерживаю мнение писателя-публициста Михаила Назарова. Он правильно
понимает ситуацию и объективно освещает ее. Мы должны оставить все, что
было плохого, и объединиться. Объединение должно послужить духовной
чистоте и крепости в борьбе с глобализмом в современных условиях. –
По мысли одного автора, Обращение сыграло роль лакмусовой бумажки,
которая обнажила со всей откровенностью то внутреннее разделение по
важнейшим вопросам, которое давно имеет место (но замалчивается) –
среди священнослужителей и мірян. Например, очень многих людей
взволновал прошедший саммит, а, скажем, профессор МДА о. Валентин Асмус
считает, что Церковь на переднем фронте борьбы с экуменизмом. Каковы
духовные причины подобного разделения? – В Обращении были
подняты вопросы, обсуждавшиеся и раньше в церковной среде. Я ничего
нового не сказал, а лишь конкретизировал то, что было сказано до
меня. И здесь высветилась острота тех вопросов, которые давно требуют
своего решения, но упорно замалчиваются священноначалием. Нам
пытаются втолковать, что обозначенные проблемы надуманы или они
решаются. Пример тому – высказывание профессора МДА о. Валентина
Асмуса, который считает, что Церковь активно борется с экуменизмом. Вот
как он говорит: «Русская Православная Церковь выступает против
православно-католического экуменизма, против униатства, который
насаждается агрессивно и такими ловкими приемами защищается современным
католицизмом. Поэтому мы никак не можем сказать, что Русская Церковь в
наше время погрязла в экуменизме». Судя по этому высказыванию,
можно сделать вывод, что профессор живет с завязанными глазами и не
видит то, о чем вопиет действительность. В чем причина этого духовного
неведения? На мой взгляд, причина в том, что людям трудно отказаться от
материальных благ, они слишком привязаны к земному отечеству, но, чтобы
успокоить свою совесть, пытаются толковать догматы Церкви так, как им
удобно. – Владыко, Вы знаете, что на Украине православные люди
активно борются против ИНН, глобализма и экуменизма. Проводят
многочисленные молитвенные стояния и Крестные Ходы. Поэтому многим
понятна та боль и искренняя тревога, которые высказаны Вами в
Обращении. Хочется в связи с этим от лица многих и многих
православных верующих на Украине выразить Вам благодарность и
признательность за неравнодушие, за мужественную позицию, за то, что Вы
открыто призвали к давно назревшему разговору по важнейшим проблемам –
всех верных чад Церкви. Высказывалось мнение, что это может негативно
повлиять на ситуацию в Украине в связи с попытками известных сил
создать "самостийную Церковь", но борьба за чистоту нашей веры и
Истины – обязанность каждого православного человека и она не может
принести худые плоды. М. Назаров написал статью: "Уроки Крещенского
Обращения епископа Диомида". А что Вы сами, Владыко, могли бы сказать
на эту тему – как бы подводя некоторые итоги? – Рано
подводить итоги. Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными. Если
они игнорируются иерархами Церкви, то Церковь ждет раскол. Осознавая,
что "овец Христовых предают в руки антихриста", народ уйдет из Церкви,
так как принимать и оправдывать глобализм пагубно для спасения души.
Необходимо пересмотреть принятые ранее законы, которые идут вразрез с
мнением церковного народа и принять законы, которые бы удовлетворяли
большинство верующих. Эти задачи должен решить Поместный собор. Нам
необходимо хранить Догмат Богословия, ибо он – тот фундамент, на
котором зиждется здание Церкви. Если в фундаменте образуются трещины –
здание рано или поздно разрушится, и тогда Церковь заполнится
чужеродными учениями вольнодумства и либерализма. Вспомним историю:
отступив от истинного православного учения и приняв позорную унию,
Византия пала и Константинополь поработили турки. Отступление от
истинного учения лишает Церковь благодати и делает Ее достоянием
антихристовых сил. Церковь должна сплотиться в отстаивании чистоты
своего вероучения и врата ада не одолеют Ее. – Дорогой
Владыко, благодарим Вас за интервью, желаем Вам доброго здоровья и
Божией помощи во всех благих начинаниях и заранее поздравляем с
приближающимся днем Вашего рождения (24 июня). Пусть хранит Вас Господь
и многая Вам лета! Полный текст интервью можно прочитать по адресу: http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1598 Далее помещаем текст упомянутой статьи М.В. Назарова "Уроки Крещенского Обращения епископа Диомида".
Источник: http://www.rusidea.org/?a=4907 |