Вторник, 19.03.2024, 07:45
Истинно-Православная Церковь - Экзархат в Украине
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПОМОЩЬ ХРАМУ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку


SMS.копилка
Царская Служба

ПОСОВЕТОВАТЬ ДРУГУ
ФАЙЛООБМЕННИК


Ещё ФАЙЛООБМЕННИК
ФАЙЛООБМЕННИК
Наш опрос
Ваше отношение к ИПЦ?
Всего ответов: 192

 Глава 1
 

Российское Православие в ХХ веке.

 

Глава 1.

Российское православие в годы советской власти.

 

1917-1918 г.г. Выборы Патриарха. Отношения Церкви со светской властью. ХХ век оставил в истории Православной Церкви заметный след. После Февральской революции 1917 года, впервые за почти два столетия, был созван Всероссийский Церковный Собор для выборов Патриарха. Из трех кандидатов на патриарший престол (Арсений /Стадницкий/, митрополит Новгородский, Антоний /Храповицкий/, митрополит Харьковский, Тихон /Белавин/, митрополит Московский) был избран митрополит Тихон (Белавин). 4 декабря 1917 года перед иконой Владимирской Божьей Матери в Кремле состоялась его интронизация в Патриарха Московского и всея России. При новом Патриархе был сформирован Священный Синод. Собором новому Первосвятителю было предложено избрать нескольких Местоблюстителей Патриаршего Престола на случай его болезни или смерти. Этим иерархи Российской церкви постарались обеспечить преемственность церковной власти. Россия и Российская Церковь по прошествии почти двух веков вновь обрела Предстоятеля. В истории Российского православия начался новый этап.

1917-1918 г.г. – период волнений в России. Бушевавшие в то время гражданские неурядицы и политические разногласия, безусловно, коснулись и Российской Православной Церкви. Декреты о земле, о национализации банков, о передаче духовных учебных заведений Наркомпросу, регистрация актов гражданского состояния в госструктуре лишили Церковь финансовой независимости и возможности воспитания молодых кадров. Положение церкви стало нелегким. В конце 1917 года  отношения духовенства и государственной власти осложнились еще сильнее. И не только коммунистическая власть проявляла нетерпение к православным верующим. Гражданская война, усилившийся террор, гонения на православных верующих стали причиной появления «Послания об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной» (Патриарх Тихон, от 19 января 1918 года – Приложение 1). Большевики и советская власть в послании не упоминались, но было понятно, кого и за что предал церковному проклятию Патриарх. В ответ на патриарший документ 20 января 1918 года государственная власть издала декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который впоследствии стал известен под названием «Декрет об отделении церкви от государства» (Приложение 2), ставший основой будущего бесправного существования верующих в России. В 1920 году Патриарх Тихон, предвидя, что Советская власть не остановится перед полным уничтожением Церкви, издал постановление о самоуправлении епархий в случае, если управление из центра будет невозможно (Указ Святейшего Патриарха Тихона №362 – Приложение 3).

Начало репрессий православного духовенства. «Живая Церковь». Митрополит Александр Введенский. В начале 1918 года в Киеве у врат Киево-Печерской Лавры «революционными солдатами» был убит митрополит Владимир (Богоявленский). Примерно с того времени начались жестокие гонения и репрессии православных верующих в России. Епископов и священнослужителей закапывали живыми в землю, топили, вешали, расстреливали, распинали на Царских Вратах храмов. Было убито множество верующих людей, разрушено церковных зданий и монастырей. Патриарх Тихон, как глава Российской Церкви неоднократно осуждал действия советской власти. Естественно, политические заявления Патриарха не устраивали правительство - Российская Православная Церковь стала идейным противником строящегося коммунистического режима. С целью дискредитировать Церковь в мае 1922 года большевики организовали церковный раскол, создав обновленческую, или «Живую Церковь» - реформаторское движение, призванное создать новую церковную идеологию, а заодно и более лояльную советской власти иерархию. Идейным главой и лидером новой религиозной организации стал митрополит Александр Введенский. В прошлом – белый (женатый) священник, имеющий семью он был запрещен в служении за раскол митрополитом Петроградским Вениамином, а позже вновь восстановлен в служении епископом Алексием Симанским (будущим Патриархом Алексием Первым). При активной поддержке светской власти в 1923 году на соборе «Живой Церкви» Александр Введенский был возведен в сан митрополита. Неутомимый оратор, талантливый агитатор, яростный враг канонических устоев и традиционализма, противник монашества - он как нельзя лучше подходил для управления новой организацией. «Живая Церковь» заняла позицию поддержки советской власти, яростно клеймила «контрреволюционеров» - иерархов во главе с Патриархом Тихоном и усердно доказывала всему миру, что в России нет гонений за веру, при том, что только в 1922-23 гг. было убито свыше 8 тысяч священников и монахов. К «Живой Церкви» были насильственно присоединены две трети из 30 тысяч оставшихся в России приходов. В храмах велась служба на русском языке, престолы выносились на амвон, бритые священники служили литургию в мирской одежде. Были разрешены развод и повторные браки для духовенства, рукоположения в епископы женатых священников. Изменение обрядов, искажение основ Православного вероучения, откровенный контакт духовенства Церкви с ГПУ вызвали резкий отток прихожан из храмов, и, со временем, деятельность созданной религиозной организации была приостановлена. Вскоре она вовсе прекратила свое существование.

Назначение Патриарших Местоблюстителей. Узурпация Церковной власти митрополитом Сергием. Раскол Российской Православной Церкви. 7 января 1925 года, согласно решению Собора,  тяжело больной, находящийся под домашним арестом Патриарх Тихон написал «Завещательное распоряжение о Преемстве Высшей Церковной Власти». В нем, до законного выбора нового Патриарха, он предоставил Патриаршие права и обязанности митрополиту Кириллу (Смирнову), а «в случае, невозможности вступить ему в эти права» - митрополиту Агафангелу (Преображенскому), «если же и сему митрополиту не предоставится осуществить это» - митрополиту Петру (Полянскому). Через три месяца Патриарх скончался.

Восшествие указанных патриархом архиереев, резко осуждающих действия большевиков, на патриарший престол, естественно, не устраивало советскую власть. Поэтому, за короткое время все претенденты были устранены – сосланы в ссылки. Вместе с назначенными патриархом иерархами были сосланы и другие авторитетные архиереи – потенциальные претенденты на патриаршество. Митрополит Кирилл (Смирнов) был отправлен в Казахстан (позже, 20 ноября 1937 года расстрелян в тюрьме г. Чимкента вместе с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых)). Митрополит Агафангел (Преображенский) арестован в 1922 году и сослан в Нарымский край. В 1926 году он был возвращен, попытался воспринять Местоблюстительство, но, столкнувшись с активным противодействием, «во имя церковного мира», отказался от своих прав. Умер два года спустя в Ярославле. Митрополит Петр (Полянский), утвержденный в должности Местоблюстителя в день погребения Патриарха Тихона всеми иерархами Русской Православной Церкви (тогда их оставалось 59 человек) в декабре того же 1925 года был арестован и отправлен на Крайний Север в 12-летнюю ссылку, а затем и расстрелян в 1937 году. Именно Митрополит Петр, в свое время подготовил завещание, в котором назвал трех кандидатов на должность временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Одним из них был митрополит Нижегородский и Арзамасский Сергий (Страгородский), в прошлом обновленец, принесший покаяние и прощенный Патриархом Тихоном.

В 1925 году, после ареста Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра Российская Православная Церковь осталась без управления. Власть в свои руки взял митрополит Сергий. 16(29) июля 1927 года, совместно с созданным из бывших обновленцев Синодом, Сергий опубликовал знаменитую декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» (Приложение 4). В этом документе он не только полностью принял и поддержал действующую советскую власть, но и потребовал того же от всех православных, даже от Зарубежной Церкви и ее прихожан. Именно этот документ и стал основой церковных разделений советского периода. Епископы, находящиеся в эмиграции, узнав о поступке митрополита Сергия, полностью осудили его действия и призвали к покаянию, но, поняв, что это бессмысленно, отказались от общения с «малодушным собратом» и его Синодом, создав церковное управление заграницей, под управлением митрополита Антония Храповицкого (см.Приложение 5). Реакция верующих на декларацию была бурной и главным образом отрицательной. Множество приходов и целых епархий заявило об отложении (отходе) от митрополита Сергия. Примером наиболее авторитетного мнения по этому поводу может служить «Отклик православных епископов, заключенных в Соловках» (Приложение 6). В сем документе, архиереи, находящиеся в Соловецком заточении осудили позицию митрополита Сергия. 1927 год можно считать годом рождения церковной оппозиции. Руководствуясь Указом Патриарха Тихона о самоуправлении епархий, многие архиереи стали отходить от митрополита Сергия и его Синода. Российская Православная Церковь раздробилась на несколько частей. Позже они сформировались в отдельные юрисдикции: Русскую Православную Церковь Московского Патриархата (последователи митрополита Сергия Страгородского), Русскую Православную Церковь Заграницей (русские эмигранты, объединившиеся за рубежом под руководством митрополита Антония Храповицкого), Российскую Истинно-Православную Церковь (последователи митрополита Иосифа Петровых) и Катакомбную Церковь.
 
Из декларации митрополита Сергия: "…Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас."
 

 

К оглавлению

Истинно-Православная Церковь, Украина © 2024
Форма входа
Логин:
Пароль:
РЕКОМЕНДУЕМ...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск