Вторник, 19.03.2024, 11:52
Истинно-Православная Церковь - Экзархат в Украине
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПОМОЩЬ ХРАМУ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку


SMS.копилка
Царская Служба

ПОСОВЕТОВАТЬ ДРУГУ
ФАЙЛООБМЕННИК


Ещё ФАЙЛООБМЕННИК
ФАЙЛООБМЕННИК
Наш опрос
Ваше отношение к ИПЦ?
Всего ответов: 192

 Глава 2

Глава 2.

Митрополит Петроградский Иосиф Петровых. «Иосифлянское» движение.

Наиболее заметной фигурой в антисоветском церковном движении стал Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых). В декабре 1927 года его сторонники опубликовали акт отхода от митрополита Сергия. Позиция «иосифлян» убедительно изложена и в письмах митрополита к своим последователям, и в «Канонических обоснованиях иосифлянами своего отхода» (Приложение 7). Поскольку свыше 40 архиереев России отказались признать власть митрополита Сергия, уже летом 1928 года «иосифлянское движение» распространилось в Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской, Витебской, Московской, Архангельской, Нижегородской епархиях, на Кавказе и Украине. Численность духовенства составляла как минимум 3,5 тысячи человек. Так как «иосифлянское движение» с самого начала приобрело политическую антиправительственную окраску, государственные органы, по свидетельству архивных документов, расценивали иосифлян как контрреволюционеров и своих главных противников среди всех религиозных течений и конфессий. Основную группу мирян в иосифлянском движении представляли ученые интеллигенты, которые по своим религиозным взглядам не могли идти на сделку с совестью, фанатично верующие люди - блаженные, юродивые, странники, провидцы и представители социальных слоев, недовольных новым строем. Неоднородность состава иосифлян определяла и различие их взглядов в церковных вопросах. Большинство смотрело на митрополита Сергия как на иерарха, превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия, а часть - видела в нем настоящего отступника от Православия, предателя и убийцу церковной свободы, общение с которым невозможно. Последние говорили: «Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будем совершать молитвы в подвалах тайно. При гонениях на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдем с радостью на костры и в тюрьмы, но не допустим добровольно, чтобы в церкви Божией был хозяин антихрист, коммунист Тучков (Тучков Е.А. - начальник церковного отдела ОГПУ). За свободу церкви мы готовы умереть». Митрополит Иосиф в письме архимандриту Льву Егорову писал: «...Дело обстоит так: мы не даем Церкви в жертву и расправу предателям и гнусным политиканам, агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами откалываемся от нее, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр Православной Церкви, а врагами ее, предателями и убийцами считаем тех, кто не с нами и не за нас, а против нас. Не мы уходим в раскол, не подчиняясь митрополиту Сергию, а вы, ему послушные, идете за ним в пропасть церковного осуждения». Главной тактической целью иосифлян было привлечение на свою сторону большей части духовенства, прежде всего епископата, и, в конечном счете, завоевание Высшего Церковного Управления. Весной 1928 года митрополит Иосиф заявил о необходимости создания Центра церковной оппозиции. Будучи Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, он имел такие же права на церковную власть, что и Сергий (Страгородский). Существуют свидетельства о заявлениях митрополита Иосифа о том, что Патриарх Тихон еще в 1918 году тайно назначил его своим первым заместителем.

Несмотря на репрессии властей, весной 1928 года иосифлянское движение оформилось организационно и идеологически, тогда же митрополит Иосиф употребил термин «Истинно-Православная Церковь» для обозначения духовно окормляемого им движения. Одновременно завершилось создание идеологической базы РИПЦ. Было написано несколько программных документов. В специальном документе «Почему мы отошли от митрополита Сергия» изложен ряд основных правил, являвшихся основанием для отделения и каноническое обоснование этого отхода.

Гонения на ИПЦ нарастали. В 1929-30 годах в Ленинграде из 23 храмов, которыми владели общины иосифлян, 6 были переданы митрополиту Сергию, 17 закрыты властями. Были арестованы преемники митрополита Иосифа - Архиепископ Димитрий (Любимов) и епископ Сергий (Дружинин). Оба погибли в середине 30-х годов.

В 1932 году была уничтожена одна из основных опор иосифлян - монашество. В ночь на 18 февраля исчезли в ленинградских тюрьмах практически все еще бывшие на свободе иноки и духовенство - всего около 500 человек.

16 марта 1932 года при проведении паспортизации населения последовало указание ОГПУ «не выдавать паспорта служителям культа иосифлянского вероисповедания».

Несмотря на все попытки государственных органов, окончательно запретить открытую деятельность иосифлян не удавалось. Практически до начала Великой Отечественной войны в Ленинграде легально действовал иосифлянский храм Благовещения. Клир и прихожане Троицкой церкви под Ленинградом, несмотря на бесконечные аресты и ссылки, служили до 1941 года. В Центрально-Черноземной области последние иосифлянские храмы были закрыты в 1935 году.

В 1937-38 годах прокатилась новая волна арестов и расстрелов иосифлян. Однако Церковь, ушедшая в катакомбы, продолжала существовать. Шли тайные службы, создавались новые приходы и даже обители. Так, «Комсомольская правда» в 1937 году писала, что в Воронежской области «женская молодежь недавно основала тайный монастырь, в монахини ушли сразу 15 девушек из двух соседних колхозных сел». В городе Арзамасе Горьковской области в 1938 году были арестованы члены тайной иосифлянской общины во главе со священником Иоанном (Ходоровским). Его и нескольких монахинь-странниц расстреляли.

Уцелевшие тайные иосифлянские общины тщательно скрывались. НКВД расценивало их как заговорческие, контрреволюционные группировки. Тем не менее, во время Великой Отечественной войны, 2 ноября 1941 года, РИПЦ сделала первый взнос в размере 15 тысяч рублей Красному Кресту, в сентябре 1943 года - 137 тысяч на нужды обороны.

Вынужденные скрываться от преследований, иосифляне слились с катакомбной Церковью, составив, однако, в ней особую традицию. РИПЦ не воспринимала практику Катакомбной Церкви рукополагать в священнический и архиерейский сан тайно, без свидетелей и документов, из-за опасения за жизнь священников. Поэтому преемственность через священное рукоположение в «подпольный» период своей деятельности РИПЦ осуществляла через иерархов соседних Церквей: Польской Автокефальной Православной Церкви, Украинской Автокефальной Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви. Религиозное возрождение в годы Великой Отечественной войны повлияло на оживление деятельности РИПЦ. Отбывшие сроки заключения и вновь рукоположенные тайно священники группировали вокруг себя прихожан. Эти приходы концентрировались вокруг небольших «домашних монастырей», в основном женских. Так, в городе Мичуринске в 1949-50 годах была обнаружена группа иосифлян из 102 человек. В 1950-51 году в Тамбовской области несколько аналогичных тайных приходов были разгромлены органами госбезопасности, однако некоторые из них, в основном городские, сохранились до 1960 года. В Ленинграде большую группу иосифлян возглавил вернувшийся в 1955 году из ссылки протоиерей Михаил (Рождественский). Из 28 епископов иосифлянского рукоположения большинство погибло в 30-40-е годы и лишь двое дожили до 1960-х годов. Последний активный деятель церковного сопротивления архиепископ Серафим (Поздеев) был выпущен на свободу только в 1964 году и скончался в начале 70-х под Самарой.

Деятельность нескольких десятков, а возможно и сотен иосифлянских общин, влившихся в катакомбное движение, никогда не совпадала полностью с воззрениями и деятельностью Катакомбной Церкви. Уникальность ИПЦ состояла в полной легитимности иосифлянского движения с канонической точки зрения (исполнение «Указа Патриарха Тихона о самоуправлении епархий Российской Православной Церкви»). К тому же, Петроградская епархия никогда не закрывалась большевиками, а это значит, что возглавляемая Митрополитом Иосифом она была юридически легитимна и, что с трудом укладывается в рамки того времени, являлась легальной оппозицией по отношению к большевикам и к Синоду митрополита Сергия.
 
Глава 3
 
Истинно-Православная Церковь, Украина © 2024
Форма входа
Логин:
Пароль:
РЕКОМЕНДУЕМ...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск