Сикорская Л.Е. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ ИОСИФЛЯН по трудам представителей иосифлянского движения Доклад на Международной научной конференции "Церковное подполье в СССР", Чернигов, 19 ноября 2011 г.
СИКОРСКАЯ Лидия Евгеньевна
(Москва, Россия)
ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ ИОСИФЛЯН
по трудам представителей иосифлянского движения
Исповедническое
движение в Российской Православной Церкви, возникшее в конце 1920-х
годов вследствие неприятия Декларации митрополита Сергия
(Страгородского) и основанной на ней церковной политики, состояло из
разнообразных течений и церковных групп. Значительное место в этом движении, именуемом в церковно-исторической литературе «антисергианской», «правой» оппозицией, занимало движение иосифлян. Свое название иосифляне получили по имени возглавлявшего Петроградскую кафедру с августа 1926 года митрополита Иосифа (Петровых).
К сожалению, иосифлянство как составляющая антисергианского движения еще мало изучено; целый ряд аспектов деятельности иосифлян и их экклезиология до сих пор недостаточно освещены в церковно-исторической литературе. Между тем, подобные исследования необходимы и важны, поскольку именно экклезиологические вопросы разделили митрополита Сергия и его противников. Тема эта требует не только исторического, но и глубокого богословского анализа и, надеемся, что со временем она дождется своих достойных и компетентных исследователей. Ни в коей мере не претендуя на полное раскрытие заявленной темы, в данной статье попытаемся выделить лишь основные положения экклезиологии иосифлян по их наиболее значимым и известным на сегодняшний день трудам.
Конечно, подробного и систематического изложения экклезиологии как развернутого учения о Церкви, в форме цельного научного трактата в трудах иосифлян мы не найдем.
Экклезиология иосифлян формировалась не за столами, не в кабинетах, не в
написании солидных научных трудов. Она возникла и выросла как
необходимый ответ на разрушение Церкви не только снаружи, со стороны
богоборческой власти, но, и может быть даже в большей степени, – в
противостоянии возникающей лжецеркви, изнутри разлагающей и уничтожающей
Истинную Церковь Христову. Возможно, именно поэтому большую часть трудов иосифлян составляют полемические статьи и письма, в которых содержатся ответы на нападки со стороны сторонников митрополита Сергия, защита собственной позиции, опровержение обвинений в расколе и т.д.
К такому роду апологетических произведений относится известное письмо митрополита Иосифа (Петровых) архимандриту Александро-Невской Лавры Льву (Егорову), впервые опубликованное за рубежом в сборнике протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» (Ч. 2, 1957 год). Это письмо – фактически единственный документ, в котором достаточно четко выражены взгляды самого митрополита Иосифа. Письмо имело широкое хождение в церковных кругах, его машинописные копии, изъятые при арестах, находятся в различных следственных делах, оно неоднократно цитировалось в исторической церковной литературе...ДАЛЬШЕ>>>
|