Вторник, 19.03.2024, 04:29
Истинно-Православная Церковь - Экзархат в Украине
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПОМОЩЬ ХРАМУ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку


SMS.копилка
Царская Служба

ПОСОВЕТОВАТЬ ДРУГУ
ФАЙЛООБМЕННИК


Ещё ФАЙЛООБМЕННИК
ФАЙЛООБМЕННИК
Наш опрос
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ИПЦ?
Всего ответов: 103

 Глава 7

Часть 2. Православные юрисдикции к 2003 году.

 

Глава 7.

Русская Православная Церковь – Московский патриархат.

 

После избрания митрополита Сергия патриархом началась новая ступень в развитии Русской Православной Церкви МП. После его смерти на патриарший престол взошел митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Как и его предшественник, он руководил Церковью в сотрудничестве с советской властью, в результате чего удалось сохранить довольно большую часть храмов от разрушений. В разные времена Церковь переживала то «оттепели», то усложнения. Храмы открывались, затем вновь закрывались. Так продолжалось вплоть до начала «перестройки». Пришедший к власти М.С.Горбачев и его аппарат заняли довольно лояльную церкви позицию. Неоднократно Генеральный Секретарь встречался с Патриархом Пименом, проблемы Церкви начали обсуждаться в политических кругах. В 1990 году, после смерти патриарха Пимена, были проведены первые выборы патриарха. Из трех кандидатов был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.

РПЦ – к 2003 году.

К началу третьего тысячелетия в Русской Православной Церкви МП  насчитывалось 130 епархий (для сравнения - в 1989 году было 67), более 10000 приходов (в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под руководством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Значительно возросла численность духовенства - более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов. Открылись учебные заведения - 5 духовных академий (в 1991 - 2), 30 духовных семинарий (в 1988 - 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц, 11 регентских школы и 4 иконописные, а также только в Москве 123 церковноприходские воскресные школы. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, в 2003 году составило около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет и Отдел по религиозному образованию и катехизации РПЦ.

На общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению осуществляется работа в области благотворительности.

Следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение осталось одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

Молодежная политика и внешние связи РПЦ МП.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения, на Первом съезде Православной молодежи, было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было «…привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран…».

Внешние контакты Русской Православной Церкви осуществляются Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, в задачу которого входят:

·       осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями РПЦ в дальнем зарубежье; 

·       принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;

·       осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

C 1989 г. Отдел внешних церковных связей возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев.

Происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 

Русская Православная Церковь МП и её внутренние расколы.

Распад коммунистической системы и Советского Союза вызвал центробежные тенденции, угрожающие Московскому Патриархату. В январе 1990 г., когда начала меняться политическая ситуация, Собор Русской Православной Церкви (РПЦ МП) собрался в Москве и решил предоставить значительную долю автономии Православной Церкви на Украине и в Белоруссии. Таким образом, было положено начало Украинской и Белорусской Православным Церквам в юрисдикции Московского Патриархата.

После распада Советского Союза 25 декабря 1991 г. и обретением бывшими республиками СССР независимости Московский Патриархат предоставил такую же автономию Церквам Эстонии, Латвии и Молдавии.

Тем не менее, Украинская Православная Церковь, возглавляемая в то время митрополитом Филаретом Денисенко (УПЦ МП) потребовала большей автономии, и 27 октября 1990 г. Архиерейский Собор РПЦ предоставил Украинской Церкви «независимость и самоуправление». Эта Церковь стала автономной, но митрополит Киевский по-прежнему являлся членом Священного Синода РПЦ. После провозглашения 24 августа 1991 года независимости Украины митрополит Киевский и всея Украины Филарет потребовал полного отделения своей Церкви от Московского Патриархата. Его требование было отвергнуто на Архиерейском Соборе РПЦ в апреле 1992 г., но Украинский Предстоятель продолжал настаивать на полной автокефалии, и конфликт дошел до предела, когда в мае 1992 г. Московский Патриархат сместил митрополита Филарета и назначил на Киевскую кафедру нового предстоятеля УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

После конфликта с руководством РПЦ МП митрополит Филарет вошел в союз с Украинской Автокефальной Церковью и впоследствии был избран Патриархом Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Еще одна проблема возникла в Молдавии (некогда Бессарабии), которая до 1812 г. и с 1918 по 1944 г. была частью Румынии. Несмотря на то, что Московский Патриархат даровал бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви, Священный Синод Румынской Православной Церкви решил в декабре 1992 г. восстановить на этой территории собственную Бессарабскую митрополию.

В результате православные в Молдавии оказались разделены на две соперничающие юрисдикции. Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 г. они все еще были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешило регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

27 сентября 2001 г. правительство Республики Молдова утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви (РПЦ). Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы властями страны была признана каноническая структура Московского Патриархата.

Сама Молдавская митрополия РПЦ провозгласила свое правопреемство по отношению к Бессарабской митрополии еще в 1993 году, однако молдавское государство признавало равные права за структурами Московского и Румынского Патриархатов.

До Второй мировой войны Бессарабская митрополия подчинялась Православной Церкви Румынии, однако она прекратила свое существования после оккупации Бессарабии Красной армией и присоединения ее к Молдавской ССР. В 1992 году Румынский Патриархат официально заявил о восстановлении Бессарабской митрополии, создав, с точки зрения Московского патриархата, «параллельную» юрисдикцию на территории Молдовы.

В Эстонии автономная Православная Церковь под омофором Константинопольского Патриарха существовала с 1923 по 1945 г., пока страна не была аннексирована Советским Союзом. После обретения Эстонией независимости стали раздаваться голоса, призывающие восстановить эту Церковь, которая сохранила свое руководство в изгнании, находившееся все это время в Стокгольме. Новое правительство Эстонии признало эту Церковь правопреемницей Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ), существовавшей в довоенный период. 20 февраля 1996 г. Вселенский Константинопольский Патриархат восстановил автономию ЭПЦ под своей юрисдикцией, что спровоцировало серьезный кризис в отношениях с Московским Патриархатом, который перестал поминать Вселенского Патриарха во время богослужений. Кризис был разрешен 16 мая 1996 г., когда Священные Синоды обеих Церквей пришли к соглашению об установлении в Эстонии двух юрисдикций – одной, зависящей от Москвы, другой – от Константинополя.

Взаимодействие РПЦ МП с Российскими православными юрисдикциями.

С 2000 года наметились позитивные шаги во взаимоотношениях РПЦ МП и РПЦЗ. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября было принято обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей (Приложение 8). В своем послании Патриарх Алексий и Синод РПЦ МП выразили надежду на "упразднение горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России".

В послании говорилось, что изменения в жизни Церкви и российского общества свидетельствуют о том, что "упразднились все те исторические причины", которые спровоцировали разделение. "Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли русской, и… страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни".

В послании также было подчеркнуто, что многие не только в России, но и за рубежами Отечества, тяготятся разделением Церкви, стремясь найти пути к его преодолению.

В отношении других частей Российской Церкви Московский Патриархат занял жесткую позицию. Объявив обе юрисдикции раскольничьими группировками, иерархи МП начали жестокую борьбу с «альтернативными» общинами в России и за рубежом.
 
 
Истинно-Православная Церковь, Украина © 2024
Форма входа
Логин:
Пароль:
РЕКОМЕНДУЕМ...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск