Вторник, 19.03.2024, 07:52
Истинно-Православная Церковь - Экзархат в Украине
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПОМОЩЬ ХРАМУ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку


SMS.копилка
Царская Служба

ПОСОВЕТОВАТЬ ДРУГУ
ФАЙЛООБМЕННИК


Ещё ФАЙЛООБМЕННИК
ФАЙЛООБМЕННИК
Наш опрос
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ИПЦ?
Всего ответов: 103

 Глава 3

Глава 3.

Митрополит Антоний Храповицкий. Становление Русской Православной Церкви Заграницей.

Еще одно выдающееся имя в истории Православной Церкви – Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). После поражения войск боровшихся с коммунистической властью, заграницей оказалось Высшее Церковное Управление Юга России, возглавляемое Митрополитом Антонием. Прибывшие в Константинополь (Стамбул) иерархи российской Церкви немедленно обратились к местоблюстителю Вселенского престола митрополиту Прусскому Дорофею с просьбой разрешить им продолжать окормлять свою русскую паству. Разрешение было им дано актом от 29 декабря 1920 года. В начале следующего, 1921 года, по приглашению Сербского Патриарха Дмитрия, Митрополит Антоний переехал в Сербию. Туда же перешло Высшее Управление Русской Церкви Заграницей. Вокруг него объединились тогда все архиереи Русской Церкви, все части Русской Церкви вне границы Российского государства. Приходы, находившиеся во владении викария Петроградского Митрополита, Временным Высшим Церковным Управлением были поручены Архиепископу Евлогию. Это назначение было утверждено затем Патриархом Тихоном. Духовные миссии на Дальнем Востоке (Китай и Япония), а также епископы, переселившиеся из России в Манчжурию, признали себя подчиненными образовавшемуся Церковному Управлению Заграницей. Согласно желанию Патриарха Тихона, тем же Управлением в Америку был назначен один из епископов прибывших с юга России в Константинополь (Митрополит Платон). Также подчинились Высшему Церковному управлению Русская духовная Миссия в Иерусалиме, и протопресвитер в Аргентине.

Высшее Церковное Управление, зародившееся на Юге России, в областях, тогда свободных от советской власти, соответствовавшее позднейшему указу Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, подтвержденное Местоблюстителем Вселенского Престола Митрополитом Дорофеем и братски принятое Патриархом Сербским Димитрием, стало действительно высшей Церковной властью для всех русских церквей находившихся вне границ России.

Высшее Церковное Управление, в которое вначале, кроме епископов входили также представители клира и мирян, признавало своим верховным Кириерархом Патриарха Московского Тихона и свое вынужденное отделение от него рассматривало как временное - считало себя ответственным перед будущим Собором Всероссийским по освобождении России от безбожной власти. Патриарх Московский Тихон признавал назначения, сделанные Высшим Церковным Управлением Заграницей. Даже давал ему указания, например, о назначении Епархиальным Архиереем Северной Америки Митрополита Платона, о производстве ревизии посвященного в Белграде настоятелем церкви в Копенгаген епископа Антония.

В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах, в Югославии, состоялся Первый Заграничный Собор, в котором кроме 24 епископов приняли участие представители клира и мирян. Являясь таким образом голосом всех русских сумевших уйти из под советской власти, Собор счел себя обязанным высказаться о положении в России, где томилось под гнетом той власти остальное население России. Собор обратился к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать новую власть в России и помочь русскому народу освободиться от нее. Большевики, усмотрев в этом угрозу для себя, решили оказать давление на находившихся заграницей русских иерархов  через Церковную власть. Вероятно под сильным давлением советского правительства, Патриарх Тихон подписал указ об упразднении Высшего Церковного Управления, поручив Митрополиту Евлогию позаботиться об образовании нового управления. После этого Патриарх был немедленно арестован.

Руководствуясь прежним его распоряжением от 7/20 ноября 1920 года, заграничные архиереи собрались 31-го августа 1922 года, и постановили, закрыть Высшее Церковное Управление, а вместо него избрать Архиерейский Синод. Председателем его избран был как старший по сану, занимавший старейшую русскую кафедру и являвшийся единственным, кроме патриарха, постоянным членом Российского Синода, митрополит Киевский Антоний.

Вся русская Церковь за рубежом подчинилась Архиерейскому Синоду, как раньше Высшему Церковному Управлению, и избранный Архиерейский Синод стал признанной Церковной Властью за границей. Архиерейский Синод и Собор продолжали считать себя и подведомственные им церкви неразрывной частью Русской Церкви. По русскому обычаю, во всех русских церквях заграницей за богослужениями возносилось имя Патриарха Тихона, а после него имя возглавителя Церкви заграницей – Митрополита Антония.

Председатель заграничного Архиерейского Синода Митрополит Антоний, после ареста Патриарха Тихона, оставшийся старшим русским иерархом из находившихся на свободе, встал на защиту Русской Церкви. В своих посланиях к святейшим патриархам и к инославным власть имущим, он разъяснял истинное положение Русской Церкви, часто доходившее к ним в извращенном виде. Его обращение к Архиепископу Кентерберийскому имело следствием вмешательство английского правительства в судьбу Патриарха Тихона и он был выпущен из заключения тогда, когда уже назначался суд над ним и составлялся обвинительный акт с целью приговора его к смертной казни.

После кончины Патриарха Тихона в 1925 году, Русская Заграничная Церковь признала Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра, однако вскоре он был арестован и сослан советской властью за твердость и нежелание делать уступки власти. Церковь в России и в Зарубежье продолжала считать его своим главой и имя его возносилось за богослужением во всех храмах. Заместителем стал Митрополит Сергий. К этому времени в среде заграничных русских иерархов возникли некоторые разногласия и Митрополитом Евлогием было сделано обращение к Митрополиту Сергию с просьбой помочь устранить разногласия. Это позволило Сергию высказать свой взгляд на положение заграничной части русской Церкви. Обращаясь общим письмом к епископам, находившимся за границей 12 сентября 1926 года, он писал: «Дорогие мои святители. Вы просите меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю… Может ли вообще Московский Патриарх быть руководителем церковной жизни православных эмигрантов… Польза самого церковного дела требует, чтобы вы общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления, достаточно авторитетный для разрешения всех недоразумений и разногласий и имеющий силу пресекать недоразумения и всякое непослушание, не прибегая к нашей поддержке…». В письмах к собратьям он говорил: «Едва ли мы с Вами увидимся еще в настоящей жизни, но уповаю, милостью Божьей, увидимся в жизни грядущей».

Это последнее письмо Митрополита Сергия, в котором он свободно писал то, что внутренне сознавал истинным. Тюремное заключение, угрозы в отношении не только его, но и всей Русской Церкви и обещания советской власти сломили его: через несколько месяцев после своего любвеобильного письма заграничным иерархам, являющегося как бы завещательным перед потерей внутренней свободы, Митрополит Сергий издал Декларацию, в которой он признал советскую власть за подлинно законную. Одновременно, согласно обещанию, данному им советской власти, Митрополит Сергий потребовал от заграничного духовенства подписки о лояльности советской власти. Этот указ стоял в полном противоречии с высказанным за 9 месяцев до того взглядом, что Московская Патриархия не может руководить церковной жизнью эмигрантов. Едва ли сам Митрополит Сергий рассчитывал, что кто-либо заграницей подчинится его указу, и сделал это явно, чтобы выполнить требования советской власти и тем самым снять с себя ответственность. Однако Митрополит Евлогий со своими викариями и епископом Севастопольским Вениамином согласились подчиниться указу Сергия. Между тем в самой России оказались архиереи из числа заключенных и находившихся на свободе епископов, заявившие Митрополиту Сергию о непризнании соглашения с советской властью. Многие из них прервали молитвенное общение с Митрополитом Сергием, как «павшим» и вступившим в союз с безбожниками, и за ними последовала часть клира и мирян в России. Советская власть жестоко преследовала таких иерархов и их последователей. Не исполнив своих обещаний Митрополиту Сергию, побудивших его пойти на соглашение с нею, она в то же время лишала свободы, ссылала и даже казнила многих, не признавших декларации Митрополита Сергия.

Декларация не принесла пользы Церкви. Репрессии не только не прекратились, но резко усилились. К числу прочих обвинений предъявляемых советской властью священнослужителям и мирянам, прибавилось еще одно – непризнание Декларации. Одновременно по всей России прокатилась волна закрытий храмов. В течение нескольких лет были уничтожены или отобраны для разных надобностей почти все храмы. Концлагеря и места принудительных работ содержали тысячи священнослужителей, значительная часть которых никогда не вышла на свободу, будучи там казнена. Многие умерли от непосильных трудов и лишений. Преследовались даже дети священников и все верующие миряне.

Митрополит Антоний, очень любивший Митрополита Сергия и внутренне страдая за своего любимого ученика и друга, написал от себя увещательное письмо, вероятно не дошедшее до него. РПЦЗ никогда не выходила из состава Русской Церкви. Все иерархи по-прежнему пребывали в духовном единении с находившимся в ссылке Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Петром. Имя его возносилось во всех церквах Русского Зарубежья. Во всех ее храмах возносились моления «…о страждущих в Отечестве братьях, об избавлении его (Отечества – прим.автора) от безбожной власти и упоении умученных ею…». Между тем, давший требуемую Митрополитом Сергием подписку о лояльности советской власти Митрополит Евлогий был приглашен на устроенное в Англии моление о страждущей Церкви Русской. В его участии было усмотрено выступление против советской власти и он был запрещен митрополитом Сергием в священнослужении. Не желая подчиняться этому постановлению, но в то же время, не желая признавать свою вину перед Заграничным Русским Синодом, Митрополит Евлогий просил тогда патриарха Константинопольского о временном принятии его и его паствы под омофор Вселенского патриарха.

Существование РПЦЗ в Сербии. Взаимоотношения РПЦЗ с Поместными Православными Церквами.

На протяжении многих лет Зарубежная Русская Церковь представляла собой «свободную» часть русской Церкви. Она пользовалась вниманием Патриархов и других Иерархов Православных Церквей. Особое внимание и заботу РПЦЗ уделял Сербский Патриарх Варнава, старавшийся вернуть в Русскую Зарубежную Церковь отколовшихся от нее епископов (Митрополита Евлогия, Митрополита Платона с их викариями). Также, он был посредником между РПЦЗ и Митрополитом Сергием, которого чтил и любил как своего ректора Академии. К русскому Зарубежью Патриарх Варнава, 9/22 июля 1930 года, обратился во время службы в Русской Троицкой Церкви со «словом», в котором сказал: «Знайте, что изуверы, гонящие Церковь, не только ее мучают, но стараются ее расколоть, разъединить и всячески простирают свои преступные руки к вам, находящимся за пределами вашего отечества. Вы, верные сыны России, должны помнить, что вы являетесь единственной опорой великого Русского народа… Посеянные врагами вашей Родины церковные раздоры, должны во чтобы то ни стало прекратиться. Среди вас находится великий Иерарх Митрополит Антоний, который является украшением вселенской Православной Церкви. Это высокий ум, который подобен первым Иерархам Церкви Христовой в начале Христианства. В нем и заключается Церковная правда и те, кто отдалился, должны вернуться к нему. Вы все, не только живущие в нашей Югославии, но и находящиеся в Америке, в Азии, во всех странах мира, должны составить во главе с вашим великим Архипастырем Митрополитом Антонием, единое несокрушимое целое, не поддающееся нападкам и провокациям врагов Церкви. Я как Сербский Патриарх, ныне ваш родной брат, горячо молюсь Богу, чтобы Он соединил русских людей находящихся заграницей в единое целое, чтобы возросла Россия такой, какой она была во главе с православным Самодержавным Царем, и от имени Господа Иисуса Христа и всех Его святых благословляю всех благословением патриаршим».

Патриарх Варнава принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935г. было выработано «Положение о Русской Православной Церкви Заграницей», подписанное им и русскими иерархами, явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью.

Такое же любвеобильное отношение к Русской Зарубежной Церкви проявлял Антиохийский патриарх Григорий, оказывавший ей всегда поддержку и пожертвовавший средства на издание Православного Катехизиса, составленого Митрополитом Антонием Храповицким. Всегда в общении с Русской Православной Зарубежной Церковью пребывал святейший Александрийский Патриарх, оказывая ей братскую поддержку и обращавшийся к ее первоиерархам как законным ее возглавителям. Блаженный патриарх Иерусалимский также не только допускал действия Русской Церкви в пределах своего патриархата, но и призывал ее к участию в делах патриархата. Так, имея нужду в рукоположении новых епископов, он пригласил для служения с ним находящегося в Иерусалиме Архиепископа Анастасия Грибановского (впоследствии Митрополита и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви). Блаженный Патриарх Тимофей был одним из епископов рукоположенных совместно Патриархом Дамианом и Митрополитом Анастасием. Всегда в общении с Русской Зарубежной Церковью находился Архиепископ Горы Синайской. В братском единении была с ней Церковь Болгарская. В пределах Поместных Церквей Русская Зарубежная Церковь окормляла своих духовных чад по соглашению со священоначалием тех Церквей и действовала в границах ей предоставленных совершенно самостоятельно, продолжая осуществлять права Русской Церкви. Со временем Синод РПЦЗ расположился в Нью-Йорке и распространил свое влияние на большинство стран Европы, Азии, Австралии и Америки.
 
Глава 4
 
К оглавлению
Истинно-Православная Церковь, Украина © 2024
Форма входа
Логин:
Пароль:
РЕКОМЕНДУЕМ...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск