Среда, 18.07.2018, 04:49
Истинно-Православная Церковь - Экзархат в Украине
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПОМОЩЬ ХРАМУ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку


SMS.копилка
Царская Служба

ПОСОВЕТОВАТЬ ДРУГУ
ФАЙЛООБМЕННИК


Ещё ФАЙЛООБМЕННИК
ФАЙЛООБМЕННИК
Наш опрос
Ваше отношение к ИПЦ?
Всего ответов: 188

 Глава 10 (окончание)

Катакомбная иерархия в тюрьмах и лагерях.

Об этом феномене стало известно, благодаря публикациям на Западе ряда свидетельств бывших узников советских концлагерей, которым удалось эмигрировать из СССР. Из этих свидетельств следует, что архиереи и священники, оказавшись в заключении, продолжили свою священную борьбу и там: они совершали богослужения, рукополагали новых епископов и клириков, даже собирали тайные Соборы. Широко известны в литературе сведения о представительных соборах епископов - узниках СЛОН'а (Соловецкий лагерь особого назначения), в 1926-29 гг. К 1926 г. на Соловках уже находилось 29 иерархов. Попав в заключение, они продолжали оказывать существенное влияние на ход дел в своих епархиях, в письмах и посланиях к пастве выражали свою позицию по важнейшим церковным событиям и корректировали действия епархиальных советов. Заключенные епископы образовали самостоятельный церковный орган, известный под названием "Собор соловецких епископов (старцев)". Иерархи и духовенство представляли собою замкнутую группу заключенных с особой внутренней структурой, во главе которой стоял правящий епископ.  Правящими архиереями на Соловках последовательно избирались: епископы Евгений (Зернов), Прокопий (Титов), архиепископы Иларион (Троицкий) и Петр (Зверев). Позиция Соловецкого собора по отношению к деятельности митр. Сергия была двоякой. С одной стороны наметилось неприятие Декларации 1927 г., с другой - резко осуждалось отделение от митр. Сергия и квалифицировалось как раскол. В ноябре 1927 г. архиеп. Иларион (Троицкий) на собрании 15 епископов уже призывал к принятию Декларации. Профессор И. М. Андреев, сообщил следующие факты о весьма активной деятельности соловецких "иосифлян" и узников иных концлагерей: "За время пребывания в качестве заключенного в Соловецком концлагере (1928-1932 гг.) мне пришлось быть свидетелем многих тайных хиротоний, совершенных епископами Максимом, Виктором, Иларионом (викарием Смоленским) и Нектарием. Подобные тайные епископские хиротонии происходили и в других концлагерях, например, в Свирлаге и Белбалтлаге В другой своей статье проф. Андреев о том же писал так: "Несмотря на чрезвычайные строгости режима Соловецкого лагеря, рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор, Иларион, Нектарий и Максим не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но и совершили тайные хиротонии нескольких новых епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов. Только накануне моего отъезда из Соловков - я узнал от своего близкого друга, одного целибатного священника, что он уже не священник, а тайный епископ". В середине 1970-х гг. в западной прессе появились новые сообщения бывших заключенных из Советского Союза о продолжении деятельности Катакомбной Церкви в тюрьмах и лагерях. Так, А. Левитин-Краснов свидетельствовал, что практически все епископы, в 1927 г. отошедшие от митр. Сергия, погибли в концлагерях еще в 1930-е гг., однако им все же удалось в местах заключения рукоположить ряд епископов-преемников. От них и берет свое начало тайная иерархия Катакомбной Церкви.

Катакомбная Церковь Заграницей.

Как ни парадоксально звучит наименование этой ветви Катакомбной церкви, таковое явление имело место. Духовным предтечей КЦЗ можно считать епископа Феофана Полтавского, который в 1930-е гг. ушел в затвор и до самой своей кончины жил в пещерах в местечке Лимерэ под Парижем. Но реально появление катакомбных общин на Западе связано со второй волной русских эмигрантов, покинувших СССР под натиском частей Красной Армии вместе с отступающими немецкими войсками.

Как известно, в годы войны церковная жизнь на оккупированных немцами территориях резко активизировалась, стали открываться приходы и монастыри и некоторые катакомбные архипастыри и пастыри стали выходить из глубокого подполья для открытого служения. Предчувствуя поражение немцев и новую волну репрессий против ИПХ, в 1943-44 гг. в Катакомбной Церкви был предпринят ряд новых тайных хиротоний архиереев и священников. То же самое происходило и в Автономных церквах Белоруссии и Украины. Помимо этого, представителям Катакомбной Церкви удалось наладить связь с РПЦЗ, о чем есть указание в Послании архиерейского Совещания, состоявшегося в Вене осенью 1943 года. В 1944-45 гг. в Германию нахлынуло огромное количество беженцев из СССР, среди которых оказались катакомбные епископы, священники и их паства. По окончании войны те катакомбники, которые избежали репатриации, обосновались, в основном, в США: кое-кто, как, например, проф. И. М. Андреевский, вошел в состав РПЦЗ, но большая часть продолжала существовать автономно. Интересное свидетельство о зарубежной Катакомбной Церкви мы находим в статьях проф. И. М. Андреевского, который писал: "...Почти каждый год я неожиданно сталкивался по крайней мере с одним ее представителем, даже священниками, и установил письменный контакт с епископом... За рубежом я поразился тому, что масса клира Катакомбной Церкви по прибытии сюда продолжает оставаться в тайне, не присоединяясь даже к истинной (Синодальной) Церкви. Это в высшей степени обеспокоило меня: может быть я ошибаюсь в принадлежности к РПЦЗ? И если нет, то почему они остаются тайными? И вот, недавно я получил разрешение моему смущению. Неизвестный мне епископ Катакомбной Церкви, который живет за рубежом, прислал мне через третьих лиц письмо. Сперва он рассуждает в принципе о моих статьях, прочитанных им в "Православной Руси", - в основном же о точности моей позиции. Затем он дает ответ на мои недоумения. Он говорит, что клир Катакомбной Церкви зачастую не принадлежит к РПЦЗ - которая не ошибается в своем отношении к атеистическому коммунизму - потому что пока битва свирепствует, и кто может сказать, не будет ли для них неизбежно применить свой опыт здесь, на Западе? Предтечи антихристовы уже появились и никто не знает, когда придет время, в которое каждый верующий, покинув дом, убежит в горы, т. е. уйдет в катакомбы. И он прав: не то ли те, кто желает уничтожить РПЦЗ? Согласно сему, тот, кто уходит из нее, уже говорит первое слово. И если это произойдет - молим, чтобы Господь не попустил сего! - то где мы тогда смогли бы найти убежище, где мы смогли бы найти непадшую Церковь? Уже почти все Поместные Православные Церкви или преклонились пред предтечами антихриста, или дают "братские объятия" его верным слугам!". Уже в конце 1960-х гг. архиеп. Аверкий (Таушев) серьезно опасался того, что РПЦЗ, существуя легально, может «не устоять в истине св. Православия». Вероятно также и то, что именно представители КЦЗ подвигли в начале 1970-х гг. некоторую часть паствы РПЦЗ открыто заявить о необходимости ухода в "катакомбы" и проведения намечавшегося Всезарубежного Собора в подполье. Этому требованию руководители РПЦЗ дали резкий отпор, заявив, что "катакомбы" в условиях США не нужны. Сведения о существовании КЦЗ к 2003 году отсутствуют.

“Пафнутианское” направление.

Происходит от “климентовского” еп. Хвалынского Пафнутия. Достоверных данных о нем нет, мирское имя неизвестно. Родился около 1918 г. в Поволжье (по др. источникам – на Урале) в старообрядческой семье. С 1963 года, епископами Климентом Сдобиным и Лукой Чудновым поставлен в епископа. В 1972 г. епископ Пафнутий уехал со своей кафедры на Урал, где поставил, как минимум, еще 5 архиереев. Пафнутианское направление охватило несколько регионов на Урале и Поволжье. В конце 1995 г. на Урале епископ Пафнутий скончался, но его последователи продолжали «пафнутианское направление на Урале, Поволжье, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В начале 1994 г. в Москве активизировалась деятельность нескольких “пафнутианских” епископов: Виктора (Зенина), Василия (Орлова) и некоего Пансофия, поставленного Пафнутием и скрывавшегося под видом бомжа. В январе 1998 г. прошел слух, что еп. Пансофий скончался. Однако, вскоре выяснилось, что на самом деле он был зверски избит бомжами, попал в больницу, но вылечившись, снова начал архиерейскую «деятельность». “Климентовские” епископы и “андреевцы” “пафнутиан” в общение не принимают. Последние количество своей паствы исчисляют в 5 000 человек, среди которых до 100 монашествующих.

“Пафнутиане” имеют собственную версию происхождения “климентовской” иерархии. По их данным ее начало было положено еп. Климентом (Логгиновым) в 1925 г., когда он вступил в переговоры с “беловодскими” епископами, из которых двоих, Михаила и Феодора, он согласился принять через полное перерукоположение, что и было осуществлено совместно с архиеп. Мелетием (Картушиным). Михаил же, в свою очередь, поставил еп.Иоанна (Кашина) и т. д. В то же время ок. 1932 г. архиеп. Андрей (Ухтомский) и архиеп. Мелетий хиротонисали еще еп. Василия, от которого затем свое рукоположение получили еп. Виктор (Прокошин) и другие.

Евсевианское направление. Епископ Евсевий.

Это направление организовал “климентовский” еп. Хвалынский Евсевий, поставленный на место сбежавшего еп. Пафнутия в 1973 г. епископами Кирилом Еманжелинским и Климентом Нижнеудинским. В 1978 г. еп. Евсевий также покинул свою кафедру и уехал в Приамурье, уведя за собой часть “климентовских” общин по всей стране. Вероятно, совершил новые архиерейские хиротонии, возглавив собственную иерархию. Общее число последователей – более 5 000 чел. Нелегальные общины в основном располагаются в Поволжье, Семипалатинске, Приамурье, Новосибирской и Иркутской областях.

“Григориане”.

До сих пор в церковно-исторической литературе не дана объективная оценка т. н. “григорианству” – группе иерархов, объединившихся вокруг митр. Екатеринбургского Григория (Яцковского). Исключение составляет лишь неизвестный автор-катакомбник, написавший книгу “В объятиях семиглавого змия”, в которой “григорианство” если и не оправдывается полностью, то, по крайней мере, огульно не поносится, но наоборот – показываются положительные стороны движения. “Григориане”, как и большинство других юрисдикций выступали против митрополита Сергия. Впрочем, другие направления ИПХ “григориан” в общение не принимали. И не столько по причине их “неканоничности”, сколько из-за их сомнительных сношений с большевиками. Многие в них видели тогда как бы “запасных сергиан”, которых Тучков держал наготове на случай неблагонадежности митрополита Сергия. Имеются сведения о том, что “григориане” анафематствовали митр. Сергия. В 1930‑е гг. “григорианское” движение приобрело широкий размах по всей стране. В разное время в нем было задействовано не менее 55 епископов. В конце 1930‑х – начале 1940‑х гг. движение в основном было разгромлено, часть архиереев вернулась под омофор митрополита Сергия Страгородского или перешла в обновленчество. Митрополит Иоанн Снычев в своей книге о церковных расколах свидетельствует, что не все “григорианские” епископы на закате движения присоединились к сергианам, но “часть признала за лучшее скрыться от взора людей и под одеждой простолюдина доживать где-либо в укромном местечке остатки дней своей жизни”. Вероятно, речь идет об уходе части “григориан” в “катакомбы”. Известно, что в послевоенный период нелегально действовало несколько “григорианских” архиереев.

“Серафимо-Геннадиевская” ветвь (“Секачевцы”). Епископ Серафим и митрополит Геннадий.

Одно из самых многочисленных и представительных течений в “катакомбах”. Духовными основателями, по имени которых названа эта ветвь, считаются – еп. Серафим (Поздеев) и его преемник схимитрополит Геннадий (Секач). Сведения о митрополите Серафиме довольно противоречивые:

Михаил Александрович Поздеев происходил из древнего аристократического рода. После революции отказался эмигрировать, сблизился с Патриархом Тихоном. По его благословению принял иночество. 5 апреля 1925 г. (н. ст.) тайно рукоположен Патриархом Тихоном в викария Смоленской епархии, что как будто подтвердили документы из архива Смоленского КГБ. По другим данным – поставлен на Новосибирскую кафедру. Еще одна версия гласит, что хиротония состоялась за 2 или 3 месяца до кончины Патриарха. Спустя 2-3 месяца после рукоположения, так и не доехав до места служения, арестован. С тех пор до 1946 г. непрерывно отбывал заключение в лагерях: сначала в Кемеровской тюрьме, где находился до 1939 г., потом переведен в Гомельскую тюрьму в камеру смертников, спустя неделю отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму, а оттуда заключен в Кемеровские лагеря. Одна из легенд гласит, что в конце 1930‑х гг. еп. Серафим находился в Соловецком лагере, где епископы-узники дали обет: кто выйдет на свободу, тому воля Божия возглавить Истинно-Православную Церковь. С 1946 г. – в ссылке в Оренбургской обл. В 1946-47 году к еп. Серафиму приехал еп. Оренбургский и Бузулукский Мануил (Лемишевский) (МП), известный противник и гонитель ИПХ, и около суток беседовал с ним наедине. Еп. Серафим остался весьма доволен исходом встречи, т.к. Мануил разрешил ему официально служить и совершать требы в пределах своей епархии. Такое разрешение от советского архиерея приравнивалось тогда по значению к административному разрешению советской власти, без чего еп. Серафиму постоянно угрожал арест. Можно предполагать, что при этом имело место тайное принятие еп. Серафима в клир МП. На это указывает тот факт, что его послушница, Людмила Садаева, ездила в Оренбург и получала ежемесячно деньги в местном епархиальном управлении, которые ей выдавали по благословению еп. Мануила на имя “архимандрита” Серафима. Скончался епископ Серафим 3/16 мая 1971 г. Похоронен на кладбище в Бузулуке. Перед смертью принял схиму с именем Антоний.

Фактическим же основателем “секачевской” иерархии стал преемник епископа Серафима – схимитрополит Геннадий (Секач). В миру Секач Григорий Яковлевич, родился в 1897 г. в с. Акулино в Белоруссии, в купеческой семье. Отец умер, когда Григорию было 3 года. Его дядя, Анфим, служил иеромонахом в одном из монастырей. После смерти матери в семье осталось 8 детей. Григория взяла на воспитание тётя – игумения Павла, в монастыре которой он жил до 20 лет. В 11 лет заболел костным туберкулезом правой ноги, девять лет пролежал в постели. Вылечившись, в 1917 г. посетил Почаевскую Лавру, где какой-то старец предсказал ему епископство «…и даже более того». 1924 г. в подвале своего дома скрывал опального епископа Симеона Мозырского, бежавшего от обновленцев, и еще несколько монашествующих. В 1929 году арестован за антисоветскую деятельность и отправлен в лагеря на 10 лет. Был этапирован в СЛОН, затем переведен в лагерь в г.Кировск Мурманской обл. на строительство электростанции. Около 1938 г. бежал. Вернулся в Белоруссию и перешел на нелегальное положение. В 1943 г. рукоположен во диакона, и в том же году 7 апреля на Благовещение – во священника еп. Житомирским Леонтием (Филипповичем) в г. Мозыре. После войны открыто служил в действующем храме в с. Новоропск Брянской обл. Состоял в юрисдикции митр. Минского и Слуцкого Питирима Свиридова (РПЦ МП). В 1958 г. лишен регистрации и изгнан из МП за религиозное воспитание детей. Отправился в Чернигов, где посетил старца-схиархимандрита Лаврентия (Проскуру), который посоветовал ему принять иночество (и, видимо, сам постриг его). В г. Щорсе Черниговской обл. организовал небольшой монастырь (ок. 30 иночествующих) и построил домашнюю церковь. В 1962 г. уехал в Новый Афон, организовал в его районе несколько тайных мужских и женских монастырей в горах. В г.Ткварчели устроил несколько домовых церквей в нарочно купленных для этого небольших частных домах, открыл нелегальную богословскую школу. Со своими соратниками, о. Григорием и о. Феодосием, ездил по всему СССР, повсюду собирая молодежь и послушниками привозя их в Абхазию. В мае 1971 г. Григорий посетил в Бузулуке еп.Серафима (Поздеева). По собственной версии, 13 мая, за три дня до смерти епископа Серафима, был им рукоположен во епископа. В 1970‑х гг. основал 3 монастыря на Украине, 4 в Белоруссии, 2 на Кубани. Совместно с Алфеем Барнаульским предпринял первые епископские хиротонии. Всего с участием Геннадия было поставлено 12 архиереев. Служил почти открыто, всюду разъезжал в рясе, чего не могли себе позволить даже священники РПЦ МП. Везде возил с собой гроб. В 1975 г. арестован и отправлен в Тюремную больницу г.Тбилиси. По делу проходил как архимандрит. Переведен в тюрьму г. Кутаиси. В октябре 1977 г. вернулся на Кавказ. С 1978 года поселился в г. Элиста. По возвращении из тюрьмы объявил о том, что на Пасху 1977 г. был возведен через вторичную хиротонию в сан митрополита в тюрьме митр. Кутаисским Малхасом, племянником епископа Симеона Мозырского, которого Геннадий Секач некогда прятал в своем доме, и еще двумя архиереями Грузинской Катакомбной Церкви, которые отбывали заключение уже более 30 лет. В 1979-80 г. принял схиму. Посещал храмы МП с целью привлечения людей под свой омофор. Благодатность таинств РПЦ МП, в отличие от других катакомбных направлений, признавал. В Белоруссии был лично знаком с митр. Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), до самой смерти получал пенсию в Минском епархиальном управлении как клирик МП. Также имел знакомство с патриархом Пименом и даже пользовался уважением последнего. Существуют даже свидетельства очевидцев о том, что когда Геннадий бывал на патриарших службах, Пимен приказывал специально для него вынести на клирос кресло. Существуют данные, что Геннадий постриг в монашество мать патриарха Пимена. Вместе со своими ставленниками – митрополитами Григорием и Феодосием – создал т.н. “Мобильный Синод”, в котором Геннадий обладал правом решающего голоса. Тайные Соборики «андреевцев» и «климентовцев» 1974 и 1978 гг. отказывали Геннадию и его последователям в общении. В последние годы, будучи тяжело больным, Геннадий Секач проживал вместе с митрополитами Григорием и Феодосием на Сев. Кавказе, в ветхой хижине в станице Мостовая Краснодарского края, откуда они управляли секачевскими общинами и где совершали новые поставления. Рассказывают, что будучи вынуждены обрабатывать для своего пропитания огород, старцы делали это в подрясниках “в цветочек” или “в горошек” и, завязав головы и бороды платками, изображая таким образом старух, скрывались от советского правосудия. Скончался схимитрополит Геннадий 19 апреля / 2 мая 1987 г.

К 2003 году в составе “секачевской” иерархии действовали около 15 архиереев: Митр. Епифаний (Каминский), Схимитр. Феодосий (Гуменников), Архиеп. Василий (Беляк), Схиархиеп. Херувим (Дегтярь), Еп. Андриан (Лапин), Еп. Феодосий, Еп. Антоний (Пилецкий), Еп. Иоанн, Еп. Дионисий, Еп. Никодим, Еп. Афанасий, Еп. Александр, Еп. Антоний (Калиновский), Еп. Василий, Еп. Моисей. Титулов по кафедрам они не имеют и при хиротонии нарекаются просто – “во епископа”, объясняя такую практику неизвестностью дальнейшей судьбы поставляемого. Ставленнические граматы не выдаются.

В ведении каждого епископа находится по нескольку священников, хотя у некоторых, например, митр. Епифания, схиархиеп. Херувима и архиеп. Василия – их насчитывается до десяти. Практически все архиереи действуют каждый в своей области автономно, друг от друга независимо. Соборы не созываются (за исключением 1991 г. по делу “исаакиан”, в котором, однако, участвовало только несколько иерархов). Епископат, клир и миряне находятся на нелегальном положении. Колличественный состав - до 500 тыс. чел., что гораздо больше, чем, скажем, всех последователей РПЦ3 в России. К 2003 году «секачевскую» иерархию возглавлял митрополит Епифаний Каминский, проживающий в Беларуси.

Существуют свидетельства, что многие “секачевские” иерархи одновременно были тайными епископами и в то же время официально значились в клире МП. Так, например, Василий (Беляк), будучи “архиепископом”, одновременно служил клириком в МП на Украине. Епископ Херувим (Дегтярь) возглавлял монастырь РПЦ МП в Чернигове.

“Алфеевцы”.

Так именуется часть “секачевской” иерархии, происходящая от “архиепископа” Алфея Барнаульского, – также как и Геннадий (Секач), считающего себя преемником еп. Серафима (Поздеева). К 2003 году алфеевская группа составила около 8 епископов: Еп. Александр, Еп. Евгений (Жиганов), Еп. Варлаам (Дорофеев), Еп. Никандр, Еп. Андрей, Еп. Исидор, Еп. Феогност, Еп. Петр (Громов), Не все “алфеевцы” находятся в молитвенно‑евхаристическом общении с “секачевцами” и в каноническом отношении полностью не сливаются с ними, действуя самостоятельно, хотя идеологически идентичны им. По всей видимости, “алфеевские” архиереи служат друг от друга автономно и централизации церковной власти не имеют.

“Исаакианское” направление.

Основателем его является ставленник “секачевцев” – еп. Исаакий. Данные об этой группе почерпнуты, главным образом, из “исаакианских” документов. Как и все “секачевцы”, исаакианские епископы признают благодатность таинств РПЦ МП. Однако, отколовшись от митр. Феодосия, они значительно ужесточили свою экклезиологическую позицию по отношению к МП. Так, была запрещена практика причащения в храмах РПЦ МП, а клирикам было запрещено поминать на проскомидии архиереев и иереев Московского Патриархата. Помимо этого, епископ Исаакий ввел в практику принятие людей в общение из МП через миропомазание, а клириков через покаяние и миропомазание.
Истинно-Православная Церковь, Украина © 2018
Форма входа
Логин:
Пароль:
РЕКОМЕНДУЕМ...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск